Salonkallisto.ru

Салон красоты
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ детских рисунков

Анализ детских рисунков. Что в них видят психологи?

Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи – шарлатаны!» — решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

У детей какого возраста можно анализировать рисунки

До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» — рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» — два овала с конечностями-палочками.

В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

Анализируем рисунок семьи

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

Расположение фигур на рисунке

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

Изображение себя

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Страх и агрессия на детских рисунках

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Секс и детские рисунки

Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

Читать еще:  Лунный гороскоп на 2 августа

А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Детский рисунок и цвет

Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр — обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;

черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.

Рекомендации родителям

Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

Обратите внимание на следующие факторы.

Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

Какие цвета использует ребенок.

Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

Думаете, что рисунки детей — это очень мило? Тогда посмотрите, как бы выглядели их каракули в жизни: 10 примеров

Блогер Том — отец двух мальчиков по имени Ал и Дом. Ребята с раннего детства любили рисовать, и папа, обладая чувством юмора и навыками фотошопа, решил с помощью технологий «оживлять» работы малышей и делиться результатом в «Инстаграме». Пользователям соцсети так понравилась идея, что они начали посылать Тому рисунки своих чад с просьбами их тоже обработать. В подборке ниже — 10 фотографий из профиля Тома, основой для которых послужили каракули детей со всего света.

Фото © Instagram / thingsihavedrawn

«Просто восьминогий барсук, что идёт по тропинке. Эмили, 8 лет«

Фото © Instagram / thingsihavedrawn

«Утка или гусь? Или, может быть, лебедь? Возможно, чайка. Я не знаю, что именно. Эми«

Фото © Instagram / thingsihavedrawn

«Обычно совы бодрствуют по ночам. Сейчас, похоже, день. Как думаете, у неё всё в порядке?»

Фото © Instagram / thingsihavedrawn

«Это тукан. как я понял. Себ, 8 лет«

Фото © Instagram / thingsihavedrawn

«Волевым решением я пришёл к тому, что это рысь. Флоренс, 6 лет«

Фото © Instagram / thingsihavedrawn

«Это, очевидно, лошадка. Беатрис, 6 лет«

Фото © Instagram / thingsihavedrawn

«Лиса на камнях. Паша, 4 года«

Фото © Instagram / thingsihavedrawn

«Боже мой, это колибри. Сигне«

Фото © Instagram / thingsihavedrawn

«Это, очевидно, птичка тупик. Байрон«

Фото © Instagram / thingsihavedrawn

«Какими были птеродактили на самом деле? Ну конечно, летающими ящерицами с шипами на их большой голове. Эден, 5 лет«

НОД по рисованию в подготовительной группе «Портрет папы»

Aнна Ншановна Узунян
НОД по рисованию в подготовительной группе «Портрет папы»

Цель:Закреплять умение передавать в рисунке характерные черты человека,создавая выразительный образ.

Задачи:учить рисовать мужской портрет,передавая особенности внешнего вида,использовать разнообразные приемы рисования. Воспитывать любовь,гордость к своим папам,как к защитникам Отечества и желание быть похожими на них.

Читать еще:  Лунный гороскоп на 9 июля

Интеграция образовательных областей:познание,коммуникация. социализация,художественно-эстетическое.

-рассматривание репродукций картин известных художников,знакомство с портретом,как жанром живописи.

-беседа:»наши папы«

-рассматривание фотографий, принесенных в группу из семейных альбомов.

Материал:тонированная бумага,гуашь,простые карандаши,кисточки,баночки с водой,опорные рисунки этапов работы.

1 часть. :Папы всякие нужны,папы всякие важны

Восп-ль:Совсем скоро наступит праздник.Мы с вами к нему готовились:учили песни,стихи. О каком празднике идет речь?

Дети:23 февраля-День Защитников Отечества.

Восп-ль:Мы уже с вами знаем что Отечество наше.

Восп-ль:Да,дети,у всех людей,которые живут на планете одна Родина и она нуждается в защите. От кого?

Восп-ль:Кто защищает нашу Родину?

Восп-ль:А как их можно назвать одним словом?

Восп-ль:А в вашей семье,как вы думаете,кто защищает вас,кто защитник?

Восп-ль:Конечно,папы!Папы сильные,смелые,они когда-то служили в Армии и были защитниками. А вы любите своих пап?

Дети рассказывают стих.

Может он в футбол играть,

Может книжку мне читать,

Может суп мне разогреть,

Может мультик посмотреть,

Может поиграть он в шашки,

Может даже вымыть чашки,

Может рисовать машинки,

Может собирать картинки,

Может прокатить меня,

Вместо быстрого коня,

Может рыбу он ловить,

Кран на кухне починить,

Для меня всегда герой-

Самый лучший папа мой!

Воспитатель проводит краткую беседу,о том,кем работают папы и читает стихотворение.

Дрожит мостовая и воет мотор-

Это к нам едет папа-шофер.

По синему небу летит самолет

Им управляет папа-пилот.

Дружно шагает с военными в ряд

В серой шинели папа-солдат.

Кто в многоборье у нас рекортсмен?

Мы отвечаем:»папа спортсмен

Уголь рубить не устал в недрах гор.

Черный от сажи папа-шахтер.

Плавится сталь,итз котла валит пар

Папа рабочий,он сталевар.

Вылечит тысячи сломанных рук,

В детской больнице папа-хирург.

Кран установит,прочистит засор

Папа сантехник или монтер!

Кто выступает на сцене на бис?

Это известный папа-артист.

В мире ненужной профессии нет!

Учит нас с детства папа-поэт!

После этого предлагает нарисовать портреты,чтобы подарить папе к празднику.

Самостоятельная художественная деятельность.

Воспитатель объясняет,советует вспомнить какого цвета глаза,волосы.

Заключительная часть:дети рассматривают работы,готовят выставку.

Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию в подготовительной группе «День папы» Цель: формировать у детей знания о празднике День папы. Развивать связную речь детей, побуждая их составлять небольшие рассказы о своих.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Портрет друга» Задачи: 1. Выявить уровень умения правильно передавать форму лица, характер человека через выразительные средства: мимику, причёску, одежду.

Конспект НОД по рисованию акварельными красками «Портрет Осени» Цели и задачи: Научить детей передавать образ осени, через женский портрет. Продолжать знакомить с особенностями цвета; выделять цвет в.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Портрет любимой мамы» Портрет любимой мамы. 1 – занятие. Программное содержание: продолжать учить детей рисовать портреты людей, соблюдая приблизительные пропорции.

Конспект НОД по рисованию «Портрет клоуна» Конспект НОД Рисование «Портрет клоуна» Задачи: • Учить создавать выразительный портрет клоуна, используя характерные особенности внешнего.

Мастер-класс «Портрет папы» (подготовительная группа) Мастер — класс «Портрет папы» Есть день особенный в феврале, Отмечен он в календаре. 23 число Стало праздничным оно. К празднику 23.

Портрет «Наши папы» (фотоотчет) На День Защитника Отечества очень хочется порадовать пап маленькими сюрпризами и приятными подарками. Незадолго до замечательного праздника.

Портрет папы из бумаги на 23 февраля. Мастер-класс с пошаговыми фотографиями Руководитель:Устинова Светлана Николаевна, педагог дошкольного образования, МДОУ «ЦРР-детский сад «Дружба»», город Качканар. Назначение:.

Конспект занятия по рисованию «Портрет Снегурочки» Теника: гуашевыми красками. Программные задачи:Учить рисовать человека,передавая форму частей,их расположение,пропорцию. Подводить детейк.

Конспект занятия по рисованию «Портрет» Цель занятия: Ознакомить детей с особенностями создания образа в живописи. Показать им как выдающиеся художники создавали образ, в котором.

Если ребенок не нарисовал себя, родителям стоит задуматься. Как провести и расшифровать арт-тест

О чем может рассказать детский рисунок семьи, в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Узнать о взгляде ребенка на положение дел в семье можно не только из разговора с ним, но и проведя специальный арт-тест. Для этого нужно попросить его изобразить семью, в которой он живет, но при этом не уточняя, кого и как лучше рисовать, не перечисляя ее членов. Пусть он сделает все сам — тогда картина его внутреннего состояния будет наиболее полной и объективной.

Лилия Сыпало, фото Павла Русака

— Эта методика подходит для детей от трех лет и старше, — говорит психолог частной практики Лилия Сыпало. — Нельзя, чтобы ребенок рисовал под чьим-то присмотром — займитесь каким-нибудь делом поблизости он него, показывая, что вы отвлечены, и просто подглядывайте на последовательность изображения. Важно не только видеть рисунок, но и проследить, как ведет себя его автор во время прорисовки членов семьи.

По словам психолога, первым ребенок нарисует самого значимого для себя человека, затем менее значимого и так далее. Важно увидеть, где он расположит себя самого: кто к нему ближе, с тем у него лучший контакт.

Читать еще:  Мир без оттенков синего. Что видят люди с врожденным нарушением восприятия цвета?

— Иногда ребенок может «забыть» нарисовать кого-то из членов семьи, — продолжает Л. Сыпало. – Так, недавно на рисунке одной девочки не было папы – малышка сказала, что он много работает, часто пропадает в командировках. Как оказалось, родитель действительно мало внимания уделял дочери, во главу угла ставя благосостояние семьи. При этому мужчина был уверен, что в их отношениях все в порядке.

Чаще всего маленькие художники умышленно не изображают младших сестер и братьев, аргументируя тем, что те спят или играют в соседней комнате. Объяснить это просто: после их рождения старшие дети стали получать меньше внимания и заботы.

А иногда ребенок может не нарисовать себя. И тогда родителям уже стоит призадуматься: не исключено, что чадо неуютно чувствует себя рядом с ними, считая себя лишним в семье.

Что касается нажима на карандаш, то слабый говорит о робости и пассивности, сильный – об эмоциональной напряженности. Если ребенок много пользуется ластиком, то это можно расценить как неуверенность и тревожность.

Стоит также обратить внимание на цветовую гамму, преобладающую на рисунке:

Нет ярких цветов. Если преобладает один или два цвета, или вовсе используется простой карандаш, нужно обратить внимание на эмоциональное состояние автора рисунка.

Красный. Он может говорить, как о силе воли, целеустремленности и активности, так и о раздражении, гневе, напряжении и тревоге. Такой ребенок привык отстаивать свои интересы и границы. Важно: сочетание красного с темными или коричневыми тонами говорит о тревоге и депрессии.

Оранжевый. Радость, позитивные эмоции и стремление к веселью. Но его чрезмерное обилие может говорить о возбуждении и желании самоутвердиться.

Желтый. Радость, волевые качества, интеллектуальные способности, общительность, непосредственность, игривость и пытливый ум.

Зеленый. Этот цвет выбирают уравновешенные, контактные, настойчивые ребята. Изобилие зеленого в рисунках говорит о поиске безопасности и независимости. Нередко таким детям присущи упрямство и эгоизм.

Темно-зеленый. Любители этого цвета отличаются постоянством.

Голубой. Его предпочитают миролюбивые и чувствительные дети. Но имейте в виду, что слишком много голубого может говорить об отчужденности и непослушании.

Синий. Дети, которые чаще им рисуют, обладают хорошей интуицией и имеют артистичные способности. Они более нежные и доверчивые. Изобилие этого цвета говорит, что для ребенка фигура матери является очень значимой.

Фиолетовый. Его любят дети-фантазеры. Они чувствительны и восприимчивы, любят спорить, но часто сомневаются. Иногда обилие этого цвета говорит о неумении владеть своими эмоциями.

Коричневый. Стойкость и трудолюбие. Но часто такие дети более медлительны. Иногда использование коричневого говорит о том, что у ребенка что-то болит.

Белый. Если ребенок особенно жалует белый цвет, то, скорее всего, он уравновешен и любит все необычное. Но иногда детское подсознание выбирает белый, чтобы «засветить» что-то неприятное в его жизни.

Черный. Этот цвет для малышей привлекателен прежде всего яркостью, так что не нужно преждевременно тревожиться. Он может говорить и об агрессивном упорстве, и о решительности. Нехорошим знаком может быть использование его нетрадиционным образом — например, черные листья на дереве или зубы.

— Если у нарисованных человечков отсутствуют уши, рты, носы — это говорит об отчужденности, закрытости, — продолжает собеседница. – Однажды один мальчик нарисовал родителей с яркими и большими ртами. После мама призналась, что в их семье не все так ладно, как хотелось бы, – часто бывают ссоры и скандалы.

Весьма информативными будут руки и ноги у изображенных людей. Очень короткие конечности говорят о том, что ребенок испытывает дискомфорт в социуме при общении. Отсутствие рук свидетельствует о бесправии члена семьи. Самая тщательная их прорисовка будет у самого близкого и любимого родственника.

— Если ребенок нарисовал всех членов семьи держащимися за руки – это показатель гармонии и дружной атмосферы. Когда автор рисунка изображен в центре, он ощущает себя любимым и значимым для родителей, — отмечает Лилия Сыпало. – Если кто-то из семьи изображен спиной или в профиль, это может означать, что он вызывает у ребенка тревогу. А, возможно, между ним и малышом недавно произошла ссора. Тогда рисование его в подобных ракурсах вполне допустимо.

После того как ребенок закончит рисовать своих домочадцев, предложите ему изобразить такую семью, какую он хотел бы иметь. Уверена, разницу вы увидите.

Смотрите также:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector