Salonkallisto.ru

Салон красоты
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наши любимые советские фильмы, мультики, музыка из кино, плакаты и фото

Наши любимые советские фильмы, мультики, музыка из кино, плакаты и фото

  • ВСЕ ФИЛЬМЫ
  • — военные
  • — драмы
  • — детективы
  • — комедии
  • — приключения
  • — фантастические
  • — документальные
  • — детские
  • — зарубежные
  • ПО СЮЖЕТАМ
  • ЦИТАТЫ ИЗ ФИЛЬМОВ
  • ВСЕ РАДИОЗАПИСИ
  • — радиопередачи
  • — радиопередачи дет.
  • — песни из фильмов
  • — речи и воен. сводки
  • ВСЕ ДИАФИЛЬМЫ
  • — детские
  • — рассказы

    Жанр: военный фильм
    Режиссер: Владимир Браун
    Страна: СССР
    Производство: Одесская киностудия
    Год: 1941
    Актеры: Иван Переверзев, Андрей Файт, Леонид Кмит, Людмила Морозова, Кирилл Поздняк, Михаил Гродский, Ганс Клеринг, Чеслав Сушкевич

    Накануне Великой Отечественной войны, нацистская подводная лодка под видом мирного судна, совершает дерзкие атаки на зарубежные грузовые суда, провоцируя на политический конфликт с СССР. Но русские моряки раскрывают вражеский план и срывают его.

    П.С. Съемки этого фильма происходили в уже осажденной Одессе. И только когда кольцо блокады окончательно замкнулось, съемочная группа погрузилась на последний уходящий теплоход и под яростным обстрелом вражеской авиации покинула город. Не всем суждено было выжить.

    • 60
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Жанр: военный фильм, экранизация
    Режиссер: Анатолий Буковский
    Страна: СССР
    Производство: К/ст им. Довженко
    Год: 1978
    Актеры: Виктор Щербаков, Алексей Федоров, Николай Гринько, Анатолий Барчук, Виктор Мирошниченко, Николай Олейник, Александр Гонтарь

    Советский многосерийный фильм по сюжету книги А.Ф. Фёдорова.
    В кино использованы документальные материалы, архивная хроника, а также старые фотографии военного корреспондента Я. Давидзона.

    • 60
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Жанр: военный фильм, экранизация
    Режиссер: Сурен Шахбазян
    Страна: СССР
    Производство: Киностудия имени А. Довженко
    Год: 1980
    Актеры: Олег Меньшиков, Лесь Сердюк, Виктор Уральский, Николай Скоробогатов, Виктор Мирошниченко, Александр Мовчан, Наталия Сумская

    Партизанский отряд в Полесье попадает в окружение. Единственный шанс выжить — прорыв кольца окружения. Для этого необходимо отвлечь основные силы противника ложным маневром. Молодой боец берет на себя выполнение этого задания, спасая товарищей по оружию, не жалея своей жизни.

    • 60
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Жанр: военная драма
    Режиссер: Нинель (Нелли) Ненова-Цулая, Гено (Геннадий) Цулая
    Страна: СССР
    Производство: Грузия-фильм
    Год: 1968
    Актеры: Пантелеймон Крымов

    Фильм основанный на реальных событиях. Великая Отечественная война, 1943 год. Концентрационный лагерь для заключенных — Бухенвальд. В рождественскую ночь заключенный № 156238 прокрадывается в барак с пленными детьми, принеся откуда-то щупленькую елочку, украшенную красной звездочкой и жестью от консерв. В эту ночь, стены барака слышали то, что до этого им никогда не приходилось — детский смех, и слезы были только от счастья. Ведь перед ними выступал великий клоун Хаха.

    • 80
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Жанр: военный фильм, драма, экранизация
    Режиссер: Пётр Фоменко
    Страна: СССР
    Производство: Ленинградское ТВ
    Год: 1975
    Актеры: Алексей Эйбоженко, Эрнст Романов, Людмила Аринина, Таисия Калинченко, Светлана Карпинская, Татьяна Шестакова

    История пассажиров санитарного поезда, докторов, медсестрах, раненых. У каждого история своя, но близка и понятна многим, ведь виновница во всех страданиях — война.

    • 80
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Жанр: военный фильм
    Режиссер: Александр Карпов
    Страна: СССР
    Производство: Беларусьфильм
    Год: 1975
    Актеры: Вадим Яковлев, Юрий Дуванов, Николай Федорцов, Александр Вдовин, Александр Серский, Борис Щербаков, Виктор Петров

    Советский сериал по книге Василия Быкова. Три серии — три эпизода войны: тяжелое начало войны, перелом в середине войны и победоносный разгром врага.

    • 60
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Жанр: военный фильм, драма, исторический фильм, мелодрама
    Режиссер: Александр Карпов
    Страна: СССР
    Производство: Беларусьфильм
    Год: 1970
    Актеры: Паул Буткевич, Улдис Пуцитис, Олег Янковский, Ольга Селезнёва, Алфонс Калпакс, Олга Круминя

    Операция «Хольцауге» — немецкий план ликвидации русских кораблей на подходе к Мурманску, который начал осуществляться в 1942 году. Вблизи острова Безымянный, попав на мину погиб советский корабль, единственный оставшийся в живых инженер Окулич угодил в фашистский плен. Спустя время он совершает дерзкий побег и прихватывает с собой «языка» — немецкого офицера Риттера. За время трудного возвращения к своим, он узнает у Риттера о плане «Хольцауге». Закончилась война, и вот вновь её эхо докатывается до мирной жизни, через три десятка лет на острове Безымянный при монтаже астрофизической станции происходит сильный взрыв, и теперь инженеру Окуличеву нужно выяснить всю информацию старой операции в Мюнхене..

    • 80
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Жанр: военный фильм, драма, исторический фильм, мелодрама
    Режиссер: Леонид Пчёлкин
    Страна: СССР
    Производство: ТО «Экран»
    Год: 1977
    Актеры: Михаил Ульянов, Людмила Чурсина, Евгений Киндинов, Виталий Юшков, Олег Даль, Георгий Жжёнов, Ирина Печерникова

    Происшествие в семье Дорошиных, произошедшее в послевоенное время. Трудолюбивые, принципиальные Дорошины, вынуждены были столкнуться с клеветой в адрес их достойной семьи. Павел Николаевич – ветеран войны, заслуженный заводской конструктор, Анастасия Михайловна — заведующая кафедрой университета, в прошлом участница партизанского отряда. Их взрослый сын Илья, санитарный врач, требует ликвидации одного из предприятий черте города. Но прячущиеся от суда, военные преступники, знают что в подвале этого сооружения были спрятаны документы гестапо, если они будут найдены, их ждет возмездие. Они пытаются всеми силами помешать Илья, осуществить его планы по сносу здания, очерняя в глазах общественности семью Дорошиных.

    • 80
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Жанр: военная драма
    Режиссер: Иван Киасашвили
    Страна: СССР
    Производство: ТО «ЭКРАН»
    Год: 1983

    Актеры: Елена Шилкина, Елена Майорова, Наталья Молева, Янина Лисовская, Александр Галибин, Андрей Смоляков, Александр Кузнецов

    Великая Отечественная война, тяжело раненый красноармеец Юра, лежащий в госпитале на излечении, влюбляется в медсестру Нину, но признаться так и не посмел. Первым письмом Нина узнала о его любви, и так оно запало ей в душу, что каждый день, она с нетерпеньем ждала новых писем от Юры.

    • 60
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Жанр: военный фильм, экранизация
    Режиссер: Вадим Лысенко
    Страна: СССР
    Производство: Одесская киностудия
    Год: 1982

    Актеры: Фёдор Сухов, Александр Потапов, Игорь Ефимов, Юрий Соловьёв, Леонид Неведомский, Георгий Назаренко, Александр Игнатуша, Сергей Маковецкий

    Советский сериал по книге Владимира Карпова. Солдат Василий Ромашкин, еще не давно сидевший за школьной партой 10 класса, сегодняшний ветеран Великой Отечественной войны. Закончивший свой боевой экзамен в чине офицера разведки, прошедший всю войну в одном из самых рискованных роде войск.

    Лучшие советские фильмы про войну 1941-1945 годов

    • Лучшие советские фильмы про войну 1941-1945 годов
    • Лучшие советские фильмы
    • Лучшие фильмы про войну

    Они сражались за Родину (1975)

    Фильм снят по мотивам одноименного романа Михаила Шолохова, который тоже нужно прочитать для общего развития.

    Режиссер фильма – Сергей Бондарчук. Кинокартина «Они сражались за Родину» неоднократно была названа критиками лучшим фильмом про войну. На кинофестивале в Панаме фильм получил премии за лучшую режиссерскую работу и за лучшее исполнение двадцати семи мужских ролей.

    В фильме рассказывается о самом тяжелом периоде в Великой Отечественной войне. Советские войска отступают и несут колоссальные потери. Солдаты проходят по селам, оставляя местных жителей на произвол судьбы. Переломный момент этой страшной войны уже близок, но доживут до него не все.

    Фильм «Они сражались за Родину» берет за душу и некоторые сцены невозможно смотреть спокойно. Актерский состав этой кинокартины – это самые лучшие актеры того времени: Василий Шукшин, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков, Юрий Никулин и многие другие звезды советского кинематографа.

    В бой идут одни старики (1973)

    Фильм был снят на киностудии им. А. Довженко, режиссер – Леонид Быков. В 1974 году эту картину посмотрели 44 300 000 зрителей, а фразы героев люди разобрали на цитаты.

    Вторая летная эскадрилья была прозвана «поющей» за свою любовь к песне. Командир эскадрильи – капитан Титаренко по прозвищу «Маэстро». Он старается не пускать новичков в сразу бой, дать им хоть какое-то время на приобретение необходимого опыта. Правда, «старикам» в эскадрилье и самим немногим более двадцати лет.

    В фильме впервые прозвучали очень красивые песни, ставшие впоследствии очень популярными: «Смуглянка», «Эх, дороги», «Вечерний звон».

    Судьба человека (1959)

    Еще один шедевр, снятый Сергеем Бондарчуком по рассказу Михаила Шолохова. Фильм рассказывает о судьбе простого человека, которого война подвергла страшным испытаниям. Главный герой киноленты лишился семьи, дома и попал в концлагерь. Он выжил и остался человеком. Он не очерствел и сохранил способность любить.

    Фильм «Судьба человека» занимает по посещаемости 97-е место среди всех советских фильмов за всю историю.

    Офицеры (1971)

    Фильм «Офицеры» собрал в прокате более 53 млн зрителей. Режиссер – Владимир Рогов. В фильме показана судьба двух друзей на протяжении многих лет. Фраза: «Есть такая профессия – Родину защищать» стала крылатой и является девизом этой киноленты. Пройдя многие испытания, товарищи встречаются снова, уже дослужившись до генералов.

    Это фильм о настоящих мужчинах – защитниках Отечества, мужской дружбе и о том, как непросто оставаться патриотом. Очень жизненный и душевный фильм, на котором следует растить детей.

    Машенька (1942)

    Режиссер – Юрий Райзман. Этот фильм делает выдающимся тот факт, что он был снят в самом разгаре войны, когда еще не было известно, кто одержит победу. Еще не было помощи союзников, а гитлеровские войска наступали.

    Фильм «Машенька» рассказывается о судьбе простой девушки Машеньки Степановой, которая знакомится с таксистом Алексеем Соловьевым. Их отношения складываются непросто, молодые люди расстаются и встречаются вновь, но уже на Финской войне.

    Этот талантливый фильм был удостоен Сталинской премии IIстепени в 1943 году. Несмотря на то что фильм черно-белый и копия не очень хорошего качества, он не оставит зрителя равнодушным.

    …А зори здесь тихие (1972)

    Фильм режиссера Станислава Ростоцкого, снятый по одноименной повести Бориса Васильева. Пронзительный, необыкновенно талантливый фильм о группе молодых девушек-зенитчиц, которые жили и мечтали о любви и семейном счастье, но на их долю выпала жестокая война.

    В 2015 году в свет вышел ремейк этого фильма, но он настолько уступает оригиналу, что даже и смотреть его не стоит.

    Горячий снег (1972)

    Фильм снят по одноименному роману Юрия Бондарева. Режиссер – Гавриил Егиазаров. В центре сюжета рассказ об одном из эпизодов героического сражения против фашистов на подступах к Сталинграду.

    Все смешалось в ожесточенном сражении: человеческие судьбы, самопожертвование во имя Победы, долг и отчаяние. Снег на поле сражения и вправду становится горячим, несмотря на суровую зиму.

    Это очень тяжелый фильм. Во время просмотра зрителю кажется, что он и сам становится непосредственным участником этих исторических событий.

    Про этот фильм можно смело сказать: «Таких кинолент сейчас не снимают».

    Иди и смотри (1985)

    Пожалуй, самый тяжелый фильм про войну, который временами просто невозможно смотреть. Гениальный советский режиссер Элем Климов снял настоящий шедевр.

    Действие фильма развивается в Белоруссии в 1943 году. В центре сюжета белорусский мальчик Флера. Всего за пару дней из веселого подростка он превращается в седого старика.

    В 1985 году фильм «Иди и смотри» увидели почти 30млн зрителей. Критики в то время ругали этот фильм за излишнюю жестокость и откровенность. Сцена из фильма, когда главный герой не смог выстрелить в портрет Гитлера-младенца говорит о всепрощении и гуманизме и действительно во время ее у зрителей просто волосы шевелятся на голове.

    Это великое творение советского кинематографа, которое просто необходимо хоть раз в жизни посмотреть каждому, чтобы всегда помнить о тех, кто отстоял нашу Родину.

    Иваново детство (1962)

    Имя режиссера Андрея Тарковского уже прочно вошло в элиту мирового кинематографа. Это признанный мастер мирового уровня, каждый созданный им фильм уже стал классикой.

    Главный герой кинофильма – 12-летний мальчик Иван, который стал разведчиком. Война отняла у мальчика мать. Он одержим ненавистью к фашистам и намерен им мстить, не жалея своей жизни. Только во сне Иван снова возвращается в детство.

    Фильм получил высокие награды на Международных кинофестивалях и признание зрителей. Главную роль в фильме исполнил талантливый актер – Николай Бурляев.

    Баллада о солдате (1959)

    Режиссер фильма – Григорий Чухрай. Очень трогательный фильм, рассказывающий о молодом солдате Алеше Скворцове, который подбил два танка противника и командование собирается представить его к ордену. Однако Алеша просит дать ему отпуск, чтобы он мог повидаться с мамой.

    Создатели фильма с самого начала не скрывают, что Алеше Скворцову не суждено вернуться с войны, этот факт делает фильм необыкновенно печальным и жизнеутверждающим одновременно.

    Двадцать дней без войны (1976)

    Фильм Алексея Германа по сценарию Константина Симонова. Этот великолепный камерный фильм, где главные роли сыграли великие актеры всех времен – Юрий Никулин и Людмила Гурченко просто не может оставить зрителя равнодушным. В киноленте нет батальных сцен, но завораживающая актерская игра и талантливый сценарий делают его обязательным к просмотру.

    Живые и мертвые (1963)

    Фильм снят режиссером Александром Столпером по первой части одноименной трилогии Константина Симонова.

    Кинолента повествует о первых днях войны, когда абсолютно обычные люди становятся участниками страшных событий. Еще вчера они были полны планов на будущее и надеялись на лучшее, но война полностью изменила их жизни, ввергнув в страшную мясорубку.

    Журналист Иван Синцов узнает о начале войны во время отпуска. Как фронтовой корреспондент он становится свидетелем жутких событий первых месяцев войны.

    Фильм давно стал классикой советского кинематографа на все времена. Если кто-то его не видел, то нужно обязательно восполнить этот пробел.

    Советские военные фильмы

    В этой категории находится список советских фильмов про войну.

    Фильм “Украинская вендетта” (1990)

    Фильм “Гроза над полями” (1958)

    Фильм “В черных песках” (1972)

    Фильм “Мой боевой расчет” (1987)

    Фильм “Крушение империи” (1970)

    Фильм “Хлеб пахнет порохом” (1973)

    Фильм “Батька” (1971)

    Фильм “Бой на перекрестке” (1982)

    Фильм “Был месяц май” (1970)

    Фильм “Где-то гремит война” (1986)

    Фильм “Долг” (1977)

    Фильм “Долгая память” (1985)

    Фильм “Белый танец” (1981)

    Фильм “Восточный коридор” (1966)

    Фильм “Альпийская баллада” (1965)

    Фильм “Железный дождь” (1987)

    Советские фильмы про войну

    Советские фильмы про войну являются важной вехой в развитии мирового кинематографа. В отличие от западных кинолент, ориентированных на массового потребителя, здесь упор делается на описание человеческих взаимоотношений.

    Фильмы буквально пропитаны искренним патриотизмом, ожиданием грядущей Победы.

    Не допускается даже тени сомнения, что Победа будет нашей.

    Основная черта советского военного кинематографа – достоверность. Нередко над фильмами работали известнейшие актеры, сценаристы, режиссеры, сами прошедшие через все ужасы войны.

    Чтобы вжиться в роль, таким актерам не нужно было даже играть в войну – достаточно было просто вспомнить.

    В основе сюжета большинства военных фильмов положен героизм простых советских людей, вынужденных отказаться от привычного уклада жизни и взять в руки оружие.

    Они стреляют не для того, чтобы стрелять, а для того, чтобы у мира был шанс. Эти люди ценят жизнь, но готовы ее отдать, если потребуется, в бою.

    Наряду с тяжелыми солдатскими буднями советский военный кинематограф описывает и гражданскую жизнь.

    В то время героизм проявлялся не только на полях сражений, но и в тылу – на заводах, фабриках, колхозных полях, подпольях.

    Много фильмов снято о работе советских разведчиков в тылу врага и о разоблачении вражеских шпионов.

    Военная тематика тесно связана с другими жанрами. В советское время на эту тему снимались драматические и мелодраматические картины, киноповести и кинороманы.

    Появлялись даже комедийные киноленты, казалось бы, мало совместимые с войной. Многие из этих кинолент основаны на реальных событиях.

    Многие исследователи считают, что именно советский кинематограф показал войну такой, какой она была – неромантичной, неприглядной, грязной.

    Такой, какой сами участники съемок ее запомнили. Иногда взаимоотношения между людьми идеализируются, война словно бы отходит на второй план, но потом все возвращается – вспомним фильм «Сорок первый».

    Главный посыл советских военных фильмов – человек в любой ситуации может оставаться человеком. Вне зависимости от условий, в которых ему приходится существовать.

    Русская женщина, потерявшая на войне сына, может вынести поесть полуживому немецкому солдату.

    Летчик, оставшийся без ног, танцует на протезах, чтобы получить возможность летать.

    Это все – военное кино СССР. Но все эти случаи происходили и в реальной жизни.

    10 неожиданных современных фильмов о Великой Отечественной и Второй мировой войне — в том числе из Эстонии, Финляндии и Южной Кореи

    «Война Анны» (2018)

    Фильм, который передает ощущение войны и приближающейся смерти, которая уже совсем близко, буквально в паре метров от тебя, настолько точно, что кажется, будто это ты сам (а) маленькая девочка, которая поселилась в школьной печке на несколько лет. Во всяком случае, таков немудрящий сюжет картины Алексея Федорченко — юная Марта Козлова сыграла Анну, чудом выжившую в расстреле евреев и позже поселившуюся прямо в здании нацистской комендатуры. Ее война — это война с голодом и страхом. Удивительное кино, которое по‑зрительски чувствуется буквально всем телом.

    Кстати, новый фильм режиссера-эстета, лауреата Венецианского фестиваля Федорченко тоже в некотором смысле посвящен войне, но косвенно — сюжет витиеватого окололитературного детектива «Последняя «Милая Болгария», который уже в 2021 году наверняка выйдет в российский прокат, крутится вокруг молодого агронома в казахской эвакуации, который пытается разгадать тайну смерти писателя Михаила Зощенко. Война в этом фильме вроде идет где-то далеко, но в то же время и совсем близко.

    «Раскрашенная птица» (2019)

    Военное кино всегда оказывается наиболее мощным по эмоциональному воздействию, когда рассказывает не о самих военных действиях, а о личности в безжалостных жерновах мировой истории, о случайных, но массовых жертвах беспощадных карательных операций среди гражданского населения. Именно поэтому «Иди и смотри» Климова стал всемирно известен. Наверное, единственное кино, которое сравнимо с тем мрачно-физиологическим шедевром, вышедшее с тех пор, — «Раскрашенная птица».

    Симптоматична судьба автора первоисточника для этой чешской картины. Польский еврей Ежи Косински стал всемирно известен после выхода сразу на многих языках его романа «Раскрашенная птица». Он переехал в США, снимался в роли Григория Зиновьева (!) у Уоррена Битти, получал литературные премии, пока не выяснилось, что во многих моментах его книга была компиляцией из польских произведений. Но даже больше общественность травмировал тот факт, что, кажется, книга оказалась не полностью автобиографической, как он сам утверждал, а автофикшеном — так называют жанр, где авторы перепридумывают сами себе биографию. В результате травли журналистов Косински покончил с собой.

    Чешский режиссер Вацлав Мархоул, для которого эта работа сала первой за 11 лет молчания, экранизирует его ужасающую и, что уже безусловно, талантливо написанную прозу точно по тексту, отчего эпический по масштабам фильм превращается во всамделишный хоррор, в котором натуралистический гротеск бьет по глазам. Главный герой, несчастный чумазый мальчик, становится свидетелем ужасов, которые невозможно описать — с неба падает мертвая раскрашенная птица (как в «Чернобыле» Козловского, но не из-за радиации, а заклеванная сородичами), кошки облизывают человеческие глаза и так далее. Наверное, это даже радикальнее, чем «Иди и смотри» — если Климов снял последний фильм в своей карьере, то Мархоул попытался сделать самое экстремальное кино о войне из существующего, и в этом, надо признать, чрезвычайно преуспел.

    Фильм «Раскрашенная птица» участвовал в конкурсе Венецианского фестиваля, в Россию иногда попадает в формате спецпоказов, но, хочется верить, в ближайшее время появится и онлайн, в профессиональном переводе.

    «Милый Ханс, дорогой Петр» (2015)

    Поразительная и, предупредим сразу, довольно сложная для понимания картина Александра Миндадзе (ранее был сценаристом на многих фильмах Вадима Абдрашитова, но в качестве режиссера это всего лишь третья его работа), которая рассматривает важнейшую историческую коллизию XX века под самым неожиданным углом. Большая часть действия «Милого Ханса, дорогого Петра» происходит и вовсе до войны. При чем же тут ВОВ, спросите вы? Так вот, война, которая здесь еще не наступила, но уже предчувствуется, оказывается чуть ли не невидимой героиней фильма. По сюжету немецкие инженеры работают на советских производствах, а позже возвращаются на те же территории, но уже в нацистской форме — и с воспоминаниями о том, как их принимали. Миндадзе в целом всегда обращался к теме того, как человеческая судьба и личность ломаются под воздействием катастроф, будь то Чернобыльская авария в фильме «В субботу» и крушение самолета в «Отрыве», но в этой картине, сколь виртуозной, столь и трудной в плане зрительского восприятия, режиссер достигает своего творческого пика.

    «Мой путь» (2011)

    Осторожно, это полная дичь и несусветный китч — но зато какой. С момента выхода «Паразитов» все уже окончательно уяснили, что по вопросам сугубо жанрового кино в неожиданной стилистике корейцам равных нет. Невероятно, но факт — в фильмографии одного из режиссеров-баталистов Кан Джегю («38-я параллель» про корейскую войну) обнаруживается картина, имеющая отношение к ВОВ. Впрочем, нужно сразу понимать, что клюквы в данном случае не избежать.

    Утверждается, что картина основана на предположительно реальной истории солдата по имени Ян Кэнджон, который родился в Корее, колонизированной на тот момент японцами, попал в ряды императорской армии, затем в советский плен, оттуда — в лагерь, в Красную армию (этот этап изображен со всеми возможными клише и глупостями, но так даже лучше — становится окончательно понятно, что это кино нарочито несерьезное), наконец, снова в плен — вермахта, после чего его якобы освободили уже американские солдаты, когда он находился уже в Великобритании. Всю эту одиссею Кан Джегю «реконструирует» так же, как Пон Чжун Хо сочинял социально-экономическую сатиру в «Паразитах» — веселясь, не скрывая собственного воодушевления, во всех красках, с самой бравадной музыкой, с визуально экспрессивным экшеном, патетическими позами из супергероики. Причем этот фильм крайне эффективно, как будто немного в стиле какого-нибудь «Индианы Джонса» подает симптоматичный сюжет о беззащитности человека перед всемогущими силами. Пожалуй, только корейцы умеют снимать так — глубоко и для зрителя. Главное — не успеть обидеться на «Мой путь» за подчеркнуто неточное изображение советской военщины, сакральной для современного вечно возмущенного крамолой россиянина.

    «В тумане» (2012)

    Всякое военное кино из Беларуси сегодня наследует «Иди и смотри», но в случае с этим фильмом, снятом в копродукции пятью странами, все куда сложнее. Режиссер — украинец Сергей Лозница, который все делает чрезвычайно разумно и в то же время в совершенно безапелляционном стиле. Причем «В тумане», наверное, самая сдержанная его работа, которая пользуется скорее советским киноязыком, то есть ищет экзистенциальную фактуру в военной драме — так же, как Климов в физиологическом ужасе пытался найти ответы на вечные вопросы. Чтобы как следует поисследовать пространство чистилища, междувременья, в которое погружена Беларусь в 1942 году (кстати, фильм снимал тот же оператор, что и «Милого Ханса, дорогого Петра», румын Олег Муту — и этот его скупой, но кропотливый стиль заметен всюду), Лозница выбирает притчевый сюжет. Путепроходчика ловят немцы и единственного не расстреливают, а когда партизаны, решив, что он теперь стал лазутчиком, выводят в лес, чтобы расстрелять, то на них нападают из засады. Лозница не только тщательно сгущает во внутриэкранном пространстве атмосферу тотального недоверия, но еще и конструирует минимальными средствами архитектуру подвига, которому сам герой не рад и предпочел бы вместо него достойную смерть.

    «1944» (2015)

    Из всех фильмов в списке «1944», наверное, самый хрестоматийный по исполнению, самый архетипический — но зато по степени откровенности, с которой изображают целую нацию, разодранную в клочья территориально-историческими обстоятельствами. Здесь, пожалуй, слишком много реконструкторских деталек, им одним понятных — тем же часто страдают провальные российские военные фильмы, под которые даже организовали целую студию «Военфильм», возглавляемую Игорем Угольниковым («Подольские курсанты», «Батальонъ» и так далее). Но все это становится не так важно, если смотреть фильм именно с российском оптикой: прибалты в своем фильме показывают, как присоединение Эстонии к СССР, которое в иных исторических источниках именуется не иначе как оккупация, изменило ход войны в этой небольшой стране, где часть солдат присоединилась к Красной армии, а часть — к немецким войскам. Вторая мировая и Великая Отечественная войны обернулись для Эстонии гражданским столкновением.

    «Рай» (2016)

    Трудно назвать «Рай» Андрея Кончаловского совсем уж неизвестным фильмом. Все же он выдвигался на «Оскар» от России и даже вошел в шорт-лист, но номинации не получил, а в наше время фильмы забывают быстро, даже если они получают статуэтки. Так что «Рай» в основной массе недосмотрели, хотя это, пожалуй, единственное в своем роде кино о войне с российским участием.

    Дело в том, что Кончаловский известен как режиссер-космополит, долго живший не в России (да и сейчас обитает в Италии), и поэтому он, взявшись за фильм о Второй мировой (то есть не совсем о Великой Отечественной, Красная армия в кадре даже не появляется, но ее наступление слышно за кадром), решил снимать о том, почему же степенная Европа в одночасье сломалась пополам, как обычные люди стали коллаборационистами, нацистскими офицерами и безвинными жертвами сопротивления — такие, как выдуманная, но крайне убедительная героиня Юлии Высоцкой, княгиня Ольга в эмиграции. Это совершенно неожиданная сторона участия русских во Второй мировой — народ, рассеянный по миру революцией, оказывается в самом аду новой, глобальной катастрофы. Все три героя садятся перед метафорическим Богом и каются, ожидая решения, в рай им или в ад. И благодаря такой прихотливой структуре фильм Кончаловского рассказывает даже не про войну, а про человечество в целом, беззащитное перед горькой судьбой. В этом смысле «Рай» куда значительнее, чем многие фильмы с занимательными перестрелками и красочными бомбежками.

    «Неизвестный солдат» (2017)

    Чрезвычайно подробный, ровно трехчасовой финский фильм, как и «1944», наиболее ценен для российского зрителя — потому что представить себе картину о советско-финляндской войне в обстоятельствах отечественной историографии просто невозможно. И дело даже не в том, что у нас о том неприятном эпизоде в контексте Великой Отечественной войны не говорят вовсе. Всякая война, тем более мировая, — это всегда разрушение национальных границ и устоев, что в пропаганде СССР всячески старались десятилетиями замолчать и забыть. И как раз такой фильм, как «Неизвестный солдат», лучше всего об этом напоминает: это солдатская баллада, во всех подробностях, но настолько любовно снятая, что диву даешься. Этой трепетностью финское кино в целом отличалось всегда, но в случае с «Неизвестным солдатом» это внимание к фактуре отличает картину от всего современного жанра — подобное историческое подробное и достоверное кино, показывающее всякую войну, пусть даже замолчанную, как трагедию, навевает даже отдаленные воспоминания о лучших советских образчиках жанра вроде «В бой идут одни старики».

    Бонус-трек: два важнейших современных фильма о Второй мировой с универсальным общегуманистическим посылом

    «Сын Саула» (2015)

    Главное кино о холокосте, снятый в XXI веке, и заодно один из сильнейших дебютов в истории кино (шутка ли, «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке) — венгерский. Член зондеркоманды Освенцима (непрофессиональный на тот момент артист Геза Рёриг), как ему кажется, находит труп собственного сына, поэтому хочет, наперекор любым опасностям, похоронить его по еврейской традиции. Сокрушительно точное изображение лагерной жизни и отсутствие всяких клише — это кино навсегда остается в памяти.

    «Тайная жизнь»

    Удивительно и грустно, что эта картина, крайне неудачно вышедшая в российский прокат аккурат перед самым началом большого локдауна, оказалась вовсе не так известна у нас, как она того заслуживает. «Тайная жизнь» Терренса Малика, общепризнанного классика кинопоэтизма, богобоязненного затворника, — это фильм не о войне, а о ее невозможности. Реальная история простого селянина Франца Егерштеттера, который отказался присягать на верность Гитлеру и служить в его армии, рассказывается так, будто она нашептана самим Богом.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Французский художник рисует сказку на серых домах (30 фото)
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector