Salonkallisto.ru

Салон красоты
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

СПб ГБУЗ; Николаевская больница

СПб ГБУЗ «Николаевская больница»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Николаевская больница»

  • Версия для слабовидящих

Тревоги и страхи беременных женщин. Как с ними справиться?

01 декабря 2017

Тревоги и страхи беременных женщин. Как с ними справиться?

Подготовила: Глебова Наталья Алексеевна, медицинский психолог женской консультации.

Период вынашивания ребенка занимает в жизни женщины особую роль. Это ни с чем не сравнимые чувства одновременной радости от осознания зародившейся жизни внутри и захватывающей дух волнительной тревоги и даже появления страхов, которые могут быть весьма разнообразны.

Генетической особенностью человека является забота о потомстве, как и у всех млекопитающих, с этой особенностью связан ряд страхов у беременной женщины:

  • за здоровье ребенка в утробе;
  • за ресурсы своего организма для реализации роли матери (возможность выносить и родить малыша);
  • за наследственность (генетические заболевания, предрасположенности);
  • за возможность семьи воспитать и обеспечить ребенка всем необходимым.

Эти страхи есть не что иное, как порождение подсознания, и в моменты психической нестабильности, которую вызывает гормональная перестройка в период беременности, они дают о себе знать самым непредсказуемым образом. Так, повышается общий уровень тревожности беременной, могут быть нарушения сна, теряется аппетит вплоть до отказа от пищи. В данном случае понятие страха представляет собой совокупность неопределенных тревожных событий, которые окружают женщину, в том числе изменений в ней самой.
Надо понимать, что тревожность во время вынашивания ребенка — вполне обычное явление, но нужно вовремя заметить негативное влияние страхов на жизнь беременной. Часто сверхтревожность выступает фактором повышенного артериального давления, неожиданных кровотечений и даже в самых тяжелых случаях причиной аборта или замершей беременности.

Итак, чем же опасны страхи в беременность? В первую очередь негативным эмоциональным фоном, который они создают. Будущей маме на всем сроке вынашивания крохи необходимы, как никогда, спокойная и умиротворенная атмосфера, ощущение защищенности, уверенность в собственной безопасности и, конечно, позитивные эмоции. Любые фобии на этом этапе способны перерасти в катастрофическую тревогу, панику, беспокойство, провоцируя нарушения сна у беременной женщины, депрессивные состояния, нервные расстройства, приступы истерики. Это станет существенной угрозой для развития и жизни ребенка.

Можно ли предупредить развитие страхов в беременность? Да, это возможно. Ведь в формировании страха беременной женщины огромную роль играет ее субъективное восприятие и мыслительная переработка поступающей информации, которая сопровождается соответствующими эмоциями. Разберем на примере возникновения страха потери беременности (невынашивания ребенка), где срабатывает следующий механизм:

1.При появлении непривычного и неизведанного ранее ощущения (например, тянущая боль внизу живота) женщина пытается вспомнить, что ей рассказывали ее подруги, родственницы и другие женщины, которые были причастны к материнству. А чаще обращается за информацией к интернет-ресурсам и начинается игра сознания на тему «Что я знаю об этом?» Особо впечатлительные женщины «эмоционально заражаются» всем услышанным или увиденным из вне. 2. Возникает нелогичное умозаключение с негативным эмоциональным окрасом.3. На фоне иррациональных убеждений растет тревога и появляется страх. А все эмоции связаны с телесными проявлениями, поэтому, чем выше тревога и страх, тем сильнее, в нашем примере, будут боли живота.

Поэтому для конструктивной борьбы со страхами у беременной необходимо не допускать появление нелогичных умозаключений, что приведет к устранению тревожности и успешной борьбе с навязчивым беспокойством беременных. Полезно также осознать причины страхов.

Что может являться причинами страхов у беременных женщин?

1.Неизведанное и непознанное страшит. Отсутствие у женщины информации о родах и послеродовом периоде закономерно повышает тревогу, которая становится защитной реакцией организма.

2.Смена привычного и обыденного. Естественно, с рождением ребенка жизнь женщины становится иной — работа сменяется домом, любые занятия и хобби замещаются заботой о малыше, которая забирает все свободное время. Смена привычного образа жизни также пугает будущую маму.

3.Переутомляемость, физическое истощение. Беременность — это тяжкий труд для организма, который использует все свои ресурсы.

4.Новая степень ответственности. На фоне постоянного переутомления и истощения возникает чувство тревоги из-за взвалившихся обязанностей и дел. Мама боится, что не справится с новой для себя ролью и ответственностью за жизнь и здоровье маленького человека.

5.Негативный опыт окружающих. Страх также формируется на основе историй, которые преследуют беременную в повседневной жизни: рассказы мамы, бабушек, подруг о материнстве как о чем-то непосильном и ужасном.

Выявить же истинные причины страхов у беременной и проработать их поможет психолог женской консультации. Забота женщины о своем психоэмоциональном состоянии в период беременности – это забота и о внутриутробном ребенке!

Какие виды страхов бывают у женщин во время беременности?

  • Страх смерти. Сложность и ответственность в вынашивании и рождении ребенка порождает мысли о том, что женщина теряет здоровье и жизненные силы, которых может не хватить при родах. В связи с этим возникает страх смерти. Он сопровождает человека на всех этапах его жизни и является залогом ее сохранения, то есть бояться кончины — вполне естественно. Но, смешиваясь с коктейлем гормонов, которые активизируют ресурсы организма и влияют на мозг и ЦНС, а также на психику личности, получается «ядерный взрыв», с которым не в состоянии справиться эмоционально нестабильная женщина.
  • Страх за близких людей. Ребенок привносит коррективы в привычный быт людей, поэтому беременные часто боятся, что появление малыша может негативно сказаться на близких людях, с которыми они не смогут общаться и видеться, как раньше.
  • Страх за свое материнство. Для первородящей женщины, не имевшей ранее опыта общения с грудным ребенком, новая роль всегда волнительна и вызывает естественную растерянность и повышенную тревогу («все ли я делаю правильно?»), особенно в первые недели после выписки из роддома.
  • Страх будущего. Рождение ребенка — это новый этап в жизни, который влечет изменения, и запланированное может не осуществиться или осуществиться не так.
  • Страх за здоровье и развитие ребенка (плода). Это боязнь внематочной или замершей беременности, страх патологий развития плода, мертворождения или травмирования ребенка во время родов. Здоровье малыша и его сохранение — одно из самых важных беспокойств при беременности, так как не всегда можно лично на что-то повлиять. Беременная зависима от окружающих факторов: доктора, экологии, непредвиденных происшествий и т.п.
  • Страх боли. Самый сильный и всеобъемлющий страх, преследующий женщину на протяжении всей беременности. Она начинает бояться страданий по рассказам уже родивших знакомых или же по собственным знаниям. Боль не бывает одинаковой, поэтому неизвестность своих будущих ощущений страшит.
  • Страх родов. Чаще всего проявляется остро ближе к сроку родоразрешения и охватывает женщину полностью. Чтобы его избежать или минимизировать, беременные посещают специализированные курсы, на которых учатся, как вести себя во время родов, приемам обезболивания и навыкам общения с новорожденными.
  • Страх профессиональной некомпетентности медицинских специалистов во время родов основан на эффекте «эмоционального прилипания» к негативному опыту уже рожавших женщин и ведет к подозрительности, недоверчивости к врачам, повышает напряжение в теле.
  • Страх собственной непривлекательности в связи с беременностью и родами. Женщина боится располнеть, боится растяжек или дряблости на коже, боится изменений груди и т.д. Возникает такой страх из-за негативного опыта окружающих и навязчивых рассказов интернета. В борьбе с ним поможет поддержка супруга и родных, а также знания о способах восстановления организма и фигуры после родов.

В целом все страхи можно разделить на два вида: конструктивные и патологические. В основе конструктивных лежит инстинкт самосохранения. Это такие страхи, которые помогут будущей маме всегда быть начеку, не пропустить опасные ощущения или изменения в себе или малыше и вовремя отреагировать на ситуацию.

Читать еще:  8 заблуждений о зачатии, которые не стоит поддерживать

Патологическое или деструктивное беспокойство лежит в основе навязчивых состояний — фобий, они ведут к психическим расстройствам личности, а также к таким тяжелым ее формам, как депрессия. В таком состоянии женщина не способна к нормальной жизнедеятельности. Характерными признаками тревожного расстройства являются: напряжение, до­ходящее до дрожи, выраженный диском­форт, когда из-за беспокойства трудно уси­деть на месте, сердце учащенно бьется, «не хватает воздуха», усиливается потоотделе­ние, может появиться слабость, дурнота, головокружение, чувство «комка в горле». Такое состояние нуждается в лечении со стороны психотерапевта или врача-психиатра.

Важно знать, что патологические страхи во время беременности особенно опасны, так как влияют на психическое здоровье не только самой женщины, но и на формирование психики ребенка.

Что можно посоветовать беременной женщине, склонной к чрезмерному беспокойству и страхам?

  • Планировать беременность, заранее проходить медицинское обследование перед зачатием ребенка и вести здоровый образ жизни (обследование на инфекции, по необходимости записаться на консультацию врача-генетика, исключить курение и т.д.)
  • Доверять участковому акушер-гинекологу и все актуальные вопросы задавать при посещении кабинета врача. Исключить свое присутствие в интернет-форумах-обсуждениях беременных, особенно их негативного опыта в теме вынашивания и родах.
  • В период беременности во время делать ультразвуковое исследование (в 11-14 нед, 19-22нед, 30-34 нед.)
  • Записаться на прием к психологу, поделиться своими переживаниями, выявить истинные причины ухудшения психоэмоционального состояния, найти выход из ситуации.
  • Управлять собственными негативными мыслями и эмоциями, не катастрофизировать обстоятельства, не «накручивать» себя и не превращаться в паникера.
  • Переключиться на приятные мысли, акцентироваться на хорошем в своей жизни, замечать красивое вокруг себя.
  • Направить себя в действие, приносящее радость и удовольствие (например, рукоделие или рисование). Посмотреть добрый фильм, послушать классическую музыку, сходить в театр или на выставку.
  • Двигаться, конечно, разумно сроку беременности (прогулка, гимнастика, плавание).
  • Создать комфортную домашнюю обстановку (общение с близкими, семейные традиции или смена интерьера в квартире).
  • Регулярно использовать релаксацию (медленное глубокое дыхание в удобной позе под спокойную музыку).
  • Почаще гладить свой животик – «общаться с малышом», говорить ему, как сильно его любят и ждут в семье. И обязательно приобщать к такому разговору папу малыша.
  • Посещать курсы психологической подготовки к родам и занятия в «Школе материнства». Ведь достоверная информация способна кардинально изменить ситуацию – единственное условие, чтобы женщина сама захотела этого изменения.

Итак, правильный акцент на материнстве поможет беременной женщине избежать ненужных страхов и чувствовать себя комфортно!

По всем интересующим вопросам можно непосредственно обращаться на консультативный прием психолога женской консультации СПБ ГБУЗ «Николаевская больница».

Инсайд от акушерки: «У мамочек с ковидом рождаются дети с врожденной пневмонией»

«Некоторые папаши приходят в больницу с конвертами, кому-то нужна особая палата, дают денег медикам, которые оперируют», — рассказывает акушерка из отделения патологии беременных в одной из больниц РТ. О том, как пандемия изменила процедуру родовспоможения и какие плюсы могут быть для малыша, если его рожала больная коронавирусом мама, — в нашем материале.

Наш инсайдер работает акушеркой в отделении патологии беременных одной из клиник. Она ухаживает за беременными, выполняет назначения врача, проводит анализы, ставит инъекции и ведет медицинские документации (на фото не инсайдер) Фото: © Александр Кондратюк, РИА «Новости»

об инсайдере

Наш инсайдер работает акушеркой в отделении патологии беременных одной из клиник. Она ухаживает за беременными, выполняет назначения врача, проводит анализы, ставит инъекции и ведет медицинскую документацию. Коронавирус вынудил ее принимать роды и подстраховывать коллег из «красной зоны».

COVID-19 ВНЕС КОРРЕКТИВЫ В НАШУ РАБОТУ

  • У меня лежат молодые женщины с угрозой прерывания беременности. Кто-то планово перед родами ложится в наше отделение, потому что считает, что здесь задействованы лучшие специалисты.
  • Профессию я выбрала давно и осознанно шла к ней. Это была моя детская мечта. Сразу после обучения ушла в декрет, а затем вышла на работу в аптеку — уходить на работу на сутки с маленьким ребенком сложно. Когда сын подрос, я вышла на работу в родильное отделение акушеркой патологии.
  • Когда устраивалась на работу, не думала, что вообще буду принимать роды. В мои прямые обязанности это не входило. Но уже тогда предупреждали, что при непредвиденных обстоятельствах нас могут поставить на роды. Коллеги постарше говорили, что их вызывали на роды раз в 5–6 лет. Однако COVID-19 внес свои коррективы в нашу работу.
  • С момента начала пандемии всех наших коллег пенсионного возраста отправили на больничный, многие уволились. Из тех, кто остался на работе, многие перенесли болезнь. Впервые заболел наш опытный 65-летний специалист. И он перенес это непросто. Это было еще тогда, когда в стране не знали, как лечить COVID-19. На тот момент не было и речи о «красной зоне». Все наши врачи лечились дома. Около 60% медперсонала переболели. Кто-то болел в легкой форме, кто-то лежал в реанимации. Соответственно, вся работа легла на плечи молодых специалистов.
  • Из-за нехватки сотрудников меня стали активно привлекать к родам. Я отчетливо помню свой первый вызов. Я попала к врачу, который не церемонился. Временами он даже был груб: «Давай вставай сюда, чего смотришь?» У меня руки трясутся, ног не чувствую вообще. А доктор ушел вздремнуть. Говорит: «Как будет рожать, позовешь». Только он ушел, беременная начала тужиться, я зову врача. «Чего орешь, я еще не выспался!» — выдал он мне. Но в конце концов он все же пришел. Как говорится, глаза боятся — руки делают. Все прошло без проблем. Теперь роды у меня поставлены на поток, я принимаю их регулярно.
  • Вскоре после начала пандемии часть отделений нашего учреждения перевели в «ковидный» госпиталь. Когда там не хватает людей, туда отправляют нас. Работа в «красной зоне» — это, пожалуй, самое сложное, что мы сейчас делаем. Ты полностью переодеваешься в защитный костюм. Пока ты там, у тебя нет ни еды, ни туалета — все сосредоточено на работе с больными. Мы ставим уколы, капельницы. Плюс осматриваем беременных: делаем УЗИ, проводим КТГ и проверяем состояние плода. И так пока тебе не найдут замену. После входа в «красную зону» раньше чем через четыре часа ты точно оттуда не выходишь.

Не скажу, что коронавирус у мамы — это приговор для ребенка. Это может пойти как в минус, так и в плюс Фото: © Игорь Зарембо, РИА «Новости»

Мать смогла простить убийцу: что известно о смерти малыша в башкирском роддоме спустя три дня

19 августа 2021 12:09

34-летняя жительница Стерлитамака, сына которой выкинула в окно роддома соседка по палате, наконец, поделилась своими переживаниями и рассказала, как смогла пережить самое страшное горе в своей жизни. Женщина опубликовала самый «важный и искренний пост» в соцсетях, где заявила, что они с мужем «не держат зла и всех прощают».

«САМЫЙ СТРАШНЫЙ И КОШМАРНЫЙ ДЕНЬ»

Виктория И. поступила в перинатальный центр в 18 августа на плановое кесарево сечение. Молодая женщина воспитывала двух старших сыновей, работала хореографом в школе танцев, но с мужем они давно мечтали о третьем ребенке.

— Это был очень долгожданный малыш и для нас с мужем, и для наших детей, чтобы преумножить любовь и счастье в нашей семье. Старшие детки ещё в животике начали называть малыша Володей, — вспоминает Виктория.

Читать еще:  Благоприятные дни для зачатия ребенка: когда можно забеременеть?

Женщина вспоминает, что очень волновалась из-за предстоящей операции – сказывались проблемы с сосудами и непереносимость наркоза, поэтому была очень счастлива, когда ее абсолютно здоровый малыш появился на свет.

— В реанимации со мной лежали ещё 3 женщины с детьми. Я так счастлива была, звонила по ватсапу и показывала мужу и детям нашего малыша. А дальше по истечению трагических обстоятельств мы его потеряли, — с болью вспоминает Виктория. — Это был самый страшный и кошмарный день в нашей жизни. С мужем мы прожили все, что только можно было прожить. И боль, и отчаяние, и горе, и отрицание. Мы рыдали и не спали вообще… А потом мы поняли, что за такой короткий период наш Володя научил нас ценить и любить ещё больше. И его, и друг друга, и детей наших, и вообще жизнь. Мы не держим зла и всех прощаем: и роддом, и врачей, и эту невменяемую женщину, которая лежала со мной в реанимации. Писать заявление в суд мы не будем. Потому что наш Володя про большую и искреннюю любовь. Зло злом не победить.

Женщина признается, что она все равно будет мамой троих детей, просто один из них будет жить в сердце. Виктория рассказала, что они уже похоронили своего мальчика, и пообещала, что несмотря ни на что они будут жить с семьей в любви и гармонии – ради своего Володи.

«НЕ ОПАСНА ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ»

Напомним, эта жуткая трагедия произошла в минувший понедельник в Стерлитамаке. В городском перинатальном центре 29-летняя роженица, едва отойдя от наркоза после кесарева сечения, взяла на руки чужого младенца, подошла к окну и выбросила его с третьего этажа. Все произошло за считанные секунды, пока мать мальчика отлучилась в уборную. Малыша пытались реанимировать, но бесполезно – новорожденный мальчик скончался.

Неадекватной роженицей оказалась 29-летняя уроженка села Мияки Алина А. У женщины уже есть старший ребенок, а до самых родов она работала участковым терапевтом в местной больнице, а также проходила практику на педиатра в одной из клиник. Коллеги отзываются об Алине, как об ответственном человеке и не припоминают, чтобы во время работы она вела себя как-то странно. Первыми изменения в поведении дочери заметили родители, которые и уговорили Алину лечь до родов в психоневрологический диспансер. Оказалось, что молодая женщина страдает тяжелой депрессией – в клинике она пробыла до самых родов. В выписке врачи поставили заключение, что Алина не опасна для окружающих.

«Я ХОЧУ УВИДЕТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА»

В итоге в отношении 29-летней Алины А. следователи возбудили уголовное дело по статье «Убийство малолетнего». Контроль, ход и результаты расследование дела взяла на контроль республиканская прокуратура. Женщину отправили в психоневрологический диспансер, где, по решению суда, она проведет ближайшие два месяца с охраной у палаты. Сама Алина во время выездного избрания меры пресечения заявила, что очень хочет увидеть своего малыша и попросила не арестовывать ее. На вопрос следователей, зачем она расправилась с чужим ребенком, Алина не смогла ничего ответить. Малыш женщины пока остается в больнице, после чего его передадут родственникам сельчанки.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Поставить диагноз тут предстоит специалистам. Скорее всего, это было временное помешательство, которое нередко возникает особенно в непростой с гормональной точки зрения период, как сразу после родов. Можно только предполагать, что творилось в голове у женщины в момент преступления. Скорее всего, это не было сознательным решением. Люди часто не принимают во внимание силу своих бессознательных импульсов, силу гормонов. Так уж получилось, что сознательная часть человека возникла не так уж давно по эволюционным меркам. Учёные всё ещё далеки от понимания, что это такое, в принципе, а люди далеки от сознательного управления собой, — объясняет психолог Алиса Курамшина.

«КП-Уфа» приносит искренние соболезнования Виктории И. и ее близким.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

ООО «МЕДИА РЕЗЕРВ». Адрес редакции КП-Уфа: 450006, г. Уфа, ул. Пархоменко 156/3 оф 611. Контактный тел. +7 (347) 292-44-47. Редактор — Максютов Р.А.

Отгоревать вместе: как помочь ребенку пережить смерть близкого

Айгуль Бадикова

«Я просто никак не хочу поверить, что папа больше нужен Господу и ангелам, чем мне»,даже Поллианна, героиня романа Элинор Портердевочка, которая во всем видит хорошеене готова принять смерть отца со смирением. Как помочь ребенку пережить уход близкого и как говорить с детьми о смерти, рассказывают учителя и психологи.

Что дети должны знать об обратном билете

Где-то в идеальном мире школьники доверяют своим учителям почти как родителям. Там же, на просторах идеальности, взрослые видят в педагогах партнеров в воспитании детей – уважаемых и равных. В этом мире учитель едва ли не первым узнает, что в семье произошла трагедия. Ребенок через некоторое оправится от шока, горе начнет давить. К этому моменту учитель должен понимать, как общаться с учеником, о чем говорить. Но мир не идеален: иная мама и не подумает сказать педагогу, что малыш потерял любимую бабушку и сейчас требует бережного подхода.

Педагоги, впрочем, тоже могут быть недостаточно чутки в таких вопросах, и это не говорит о том, что перед нами плохой учитель.

Тема смерти в нашей воспитательной культуре табуирована: пожалуй, больше нее мы боимся только темы секса.

Среднестатистический российский учитель вспомнит все, что ему говорили в институте о детях в горе, почитает практику и в сухом остатке получит голое поле с парой чертополохов. Хотя даже такой тяжелый опыт может стать, как это не парадоксально – жизнеутверждающим.

– В моей практике было немало случаев, когда дети переживали потерю любимых людей, – рассказывает Ольга Филиппова – учитель начальных классов школы №2098 города Москвы. – История одного из моих классов, где с разницей в год своих мам потеряли сразу две девочки, заставила нас с коллегами задуматься о разговорах про жизнь и смерть с детьми.

Ольга Владимировна много общается с учениками вне обязательной учебной программы: дети проходят сказкотерапевтические тренинги и квесты, играют, обсуждают скрытые смыслы сказок. В этих беседах Филиппова затрагивает темы конечности бытия и бессмертия души.

– Неправильно готовить детей к тому, что их близкие могут в любой момент умереть. Вместе с тем, мы стараемся объяснить ребятам: все мы приходим в этот мир с обратным билетом. Понимая это, мы не можем тратить драгоценное время на ссоры, уныние. Как это ни парадоксально, тема смерти – хорошая возможность обсудить выбор верного пути в жизни, развития души, – объясняет Филиппова.

«Девочка словно закрылась в раковине»

Одна из учениц опаздывает в школу – оказалось, ее маму увезли в больницу с сильной головной болью. Через два дня папа девочки звонит в слезах: его жена умерла от кровоизлияния в мозг, – рассказывает Филиппова.

Уход молодой женщины стал полной неожиданностью для всех, дочь тяжело переживала утрату. Девочка, по словам Ольги Владимировны, некоторое время находилась в полной апатии – безучастно выполняла то, о чем ее просили, ее лицо было как маска: не выражало никаких реакций. Малышка словно закрылась в своей раковине: такова была защитная реакция психики. Со временем девочке удалось прожить свою боль, сейчас у нее все хорошо.

Читать еще:  Идеальное тело через 6 недель после родов? Личный опыт молодой мамы

Через год маму потеряла еще одна ученица этого же класса.

«У женщины было онкологическое заболевание, поэтому ее уход стал в некоторой степени предсказуем и для семьи, и для нас. Кроме того, семья девочки бурятского происхождения – у них, как у буддистов, особенное восприятие земной смерти, ее значения для души человека. Все это помогло прожить горе легче», – рассказывает Филиппова.

После этой двойной истории в классе появились новые традиции: например, ученики пишут друг другу письма, в которых рассказывают о сильных чувствах – это помогает детям лучше осознавать свою жизнь, развивать эмпатию.

Первая стадия: ребенок ничего не слышит

Психологи выделяют три стадии восприятия горя – они актуальны и как для детей, так и для взрослых, которые потеряли близких. Первая – шок, вторая – горе: на этом этапе потеря давит со всей силой. Третья стадия – принятие: до нее ребенок может не дойти, застряв в страдании, если его вовремя не поддержать. Или дойти окольными путями через много лет, по дороге растеряв жизненную энергию.

«На стадии шока малыш словно оглушен: он вас не услышит, что бы вы не говорили. Он дистанцируется от происходящего, создает вокруг себя некий вакуум: такова защитная реакция психики. В этот период бесполезно говорить с ребенком о потере, во всяком случае – инициировать эти разговоры», – рассказывает педагог и психолог Ольга Филиппова.

Ребенку, если он уже достиг школьного возраста, важно принимать участие в проводах умершего: похоронах, памятных событиях.

«Здесь важна умеренность, оценивайте нагрузку с учетом состояния ребенка. Но возможность попрощаться с близким человеком должна быть», – отмечает Ольга Владимировна.

В этот период главное – создать дома щадящую, безопасную, теплую атмосферу. Не нужно стараться отвлечь ребенка праздниками, активными позитивными впечатлениями. Не следует ударяться и в другую крайность: усиленно сопереживать, жалеть малыша. Нужно лишь спокойствие и тепло. Стадия шока у детей длится в среднем полтора – два месяца.

Вторая стадия: горе, важные вопросы и ответы

Следующий этап – самый тяжелый: осознание своей боли, период страдания, горевания.
«Горевание может быть отложенным и наступить спустя несколько месяцев. Часто это связано с событиями в жизни ребенка – День рождения, Новый год – или новыми этапами: выпускной, переход в другой класс. В эти дни особенно остро ощущается утрата. Острая фаза длится шесть-восемь недель», – отмечает психолог, кандидат психологических наук, автор блога Юлия Егорушкина.

На этой стадии, говорит эксперт, у ребенка может возникать много вопросов.

«Отвечайте на вопросы коротко, в соответствии со своими представлениями о жизни и смерти. Не осуждайте и не возмущайтесь, если ребенок плохо говорит о покойном или в десятый раз спрашивает, где он теперь. Смерть отняла у него близкого, и он ищет способы, как с этим справиться», – говорит Егорушкина.

Ни в коем случае нельзя рассказывать о том, что малыш должен чувствовать: «не плачь, маме бы это не понравилось», «строишь из себя шута после смерти бабушки, как тебе не стыдно», «бедный, сколько теперь тебе страдать».

Нельзя манипулировать образом умершего: «дедушка смотрит на тебя с небес и расстраивается». Ребенка успокаивает предсказуемость: рассказывайте больше о планах – что будет завтра, через неделю, месяц. Это помогает прочувствовать: его жизнь продолжается.

Ольга Филиппова добавляет: не менее важно самому задавать вопросы: что чувствует маленький человек, о чем хотел бы спросить ушедшего близкого. Ответы, которые вы нашли и сформулировали вместе, помогут ребенку осмыслить свои переживания.

Обезболивающее

Пережить самую тяжелую стадию помогут истории: добрые, глубокие, с сильными образами.

«Роман »Поллианна» Эленор Портер, фильм »Альпийская история», сериал »Дежурный ангел» – такие книги и фильмы помогают нам вместе с героем приблизиться к важной точке, где боль сменяется светлой грустью», – рассказывает педагог Ольга Филиппова.

Литературный образ может стать драйвером, проводником в новую реальность: там уже нет любимого человека, но есть жизнь, что-то хорошее впереди.

«Школьная программа содержит много литературы о смерти близких. Важно, чтобы после обсуждения книг дети уходили не с вопросами, на которые должны ответить сами (в горе это грозит ретравматизацией), а с поддерживающими ответами», – отмечает кандидат психологических наук Юлия Егорушкина.

Тяжелые переживания, рассказывает Филиппова, также можно вылить в творчестве: многие дети начинают писать стихи или рисовать. Любое творческое начинание, даже если вам кажется, что его мотивы напоминают о трагедии и «бередят душу» – важно поддержать.

Третья стадия: что останется после нас

На третьем этапе – в принятии горя – ребенок отвечает на вопрос о духовном наследии, которое оставил после себя ушедший человек. Папа просил нас быть честными – так мы и стараемся жить. Продолжаем играть на скрипке: уже без дедушки, но с мыслями о нем. Можно всю жизнь таить обиду на бабушку, которая ушла слишком рано, а можно каждый день благодарить жизнь за то, что этот человек был, за все, что он дал. Второй путь – светлый, правильный, на нем дети взрослеют, но не стареют душой.

«Рана от потери полностью не заживет никогда. Но мы можем повлиять на то, как этот стресс отразится на дальнейшей жизни ребенка», – отмечает Ольга Филиппова.

5 добрых книг для детей о смерти близких.

Наталья Савушкина, «Царское дело»
Каждый летний день у бабушки в деревне полон приключений, но все меняет смерть дедушки. В этой книге взрослые чутко и правильно поддерживают девочку.
Мария Парр, «Вафельное сердце»
Герои книги живут на маленьком норвежском хуторе – дружат, учатся заботиться, а также переживают первые в жизни потери близких людей.
Амели Фрид, «А дедушка в костюме?»
Пожалуй, лучшая книга для первого разговора о смерти. Своеобразный дневник героя, задающего важные вопросы об уходе близких.
Фредрик Бакман, «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения»
Эта история как раз про духовное наследие – любимая бабушка уходит, а приключения, которыми она наполнила жизнь, остаются.
Дарья Доцук, «Домик над обрывом»
Героиня погружается в выдуманный мир: реальная жизнь сильно изменилась после того, как папа «уехал в командировку». Нельзя скрывать от детей смерть близких, так и хочется написать в аннотации.

В каком случае ребенку, переживающему утрату, нужна помощь специалиста?

Мнение психолога, кандидата психологических наук, блогера Юлии Егорушкиной:

– В период горевания у ребенка может измениться успеваемость, круг общения, привычки. Поэтому хорошо, если родственники ставят учителей в известность о том, что ребенок столкнулся с утратой. Это помогает учителю/тренеру/репетитору с пониманием отнестись к характерным проявлениям: нарушению концентрации внимания, склонности к спорам, замкнутости, агрессивности, перепадам настроения, привлечению внимания к себе. Тема смерти может появиться в его играх и рисунках, это нормально.

Если вы замечаете, что спустя два месяца у ребенка наблюдаются вспышки гнева, жалобы на боли в животе или голове, переедание или, наоборот, потеря аппетита, нарастающие проблемы с успеваемостью, следует обратиться за психологической помощью.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector