Salonkallisto.ru

Салон красоты
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Их испортила слава? Судьба актёров из фильма «Москва слезам не верит»

Их испортила слава? Судьба актёров из фильма «Москва слезам не верит»

1 апреля 1981 года по центральному телевидению СССР объявили: советская мелодрама режиссера Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» получила премию «Оскар» Американской академии киноискусства как лучший фильм на иностранном языке.

С тех пор была написана масса статей об исполнителях главных ролей, удостоенных за эту картину Государственной премии СССР: Вере Алентовой (Катя Тихомирова, слесарь-наладчик, позднее — директор химкомбината), Ирина Муравьёва (Люда Свиридова, работница хлебозавода, потом — работница химчистки) Раиса Рязанова (Антонина Буянова, маляр), Алексей Баталов (Георгий Иванович, он же Гоша, он же Гога, возлюбленный Кати, слесарь из НИИ).

А вот как сложились судьбы киношных мужчин главных героинь? Оказывается, все они ушли из жизни очень рано и при трагических обстоятельствах

Юрий Васильев — Родион (Рудольф) Рачков, отец Александры, телеоператор из «Останкино»

Юрия Васильева по праву можно отнести к самым привлекательным актерам нашего кино. Но, к сожалению, внешность секс-символа и актерский талант не всегда гарантируют востребованность в кинематографе… За редчайшим исключением, всю жизнь Васильеву доставались лишь второстепенные роли.

Самые запоминающиеся — князь Орловский в оперетте «Летучая мышь», у Карена Шахназарова в «Мы из джаза» он сыграл Орлова, руководителя джаз-оркестра в саду « Эрмитаж » . Однако вершиной его карьеры стала мелодрама «Москва слезам не верит», где он — малодушный Рудольф, бросивший главную героиню беременной. Роль у Васильева небольшая, но запоминающаяся. Все, конечно же, помнят диалог героев, когда к сделавшей карьеру Екатерине приходит в кабинет телевидение, чтобы снять репортаж о ней.

Заложником собственной внешности Юрий Васильев оказался и на сцене. Он прослужил в Малом театре 40 лет, но доставались ему в основном роли ловеласов.

Юрий Николаевич был очень закрытым человеком, не давал интервью. Но коллеги артиста рассказывали в своих воспоминаниях, что Васильев признавался, как страдает из-за того, что его потенциал драматического актера не был раскрыт даже наполовину.

Разочарование, творческую невостребованность с годами он пытался глушить алкоголем и огромным количеством сигарет. Сердце, и без того слабое с детства, стало сдавать сбои, боль в области груди у Васильева практически не проходила.

4 июня 1999 года супруга артиста, актриса Малого театра Нелли Корниенко, с которой он прожил всю жизнь, подошла к лежавшему на диване мужу, чтобы позвать его на ужин. Но Юрий Николаевич уже был мёртв. Причиной смерти врачи назвали остановку сердца из-за сердечно-сосудистой недостаточности. Актёру на тот момент было всего 59 лет.

Александр Фатюшин — Сергей Гурин, жених, затем бывший муж Люды, хоккеист

К сожалению, судьба его персонажа в фильме «Москва слезам не верит» — спившегося знаменитого хоккеиста — во многом перекликается с жизнью самого Фатюшина. Такое же яркое начало и такой же печальный конец.

Все, конечно, помнят, что в мелодраме Меньшова в конце картины Гурин с алкоголем завязал. Но изначально финал был другим: хоккеист, снова пьяный, заявляется к бывшей жене и требует дать ему трешку на выпивку. Однако руководство Госкино сказало: завязал — так завязал. Нельзя, мол, показывать в кино советских спортсменов в таком свете. Кстати, после выхода на экраны знаменитой картины Фатюшин получил массу писем от бывших хоккеистов. Ему писали: «Вы будто нашу жизнь сыграли».

Александр Константинович исполнил десятки ролей в кино, среди которых было немало главных («Россия молодая», «Кровь за кровь», «Живая мишень», «Кодекс молчания», «Быстрее собственной тени»). И тем не менее не оказалось в его фильмографии фильма-визитной карточки. А ведь Фатюшин мог сыграть главного персонажа в легендарной картине Эльдара Рязанова «Служебный роман»: ему предназначалась роль мужа Верочки. Уже снявшись в половине своих сцен, Фатюшин был вынужден оставить съемки. Во время спектакля «Медея» в театре Маяковского, где служил артист, ему прокололи глаз копьем. Артиста тут же увезли на скорой. Началось долгое лечение. Фатюшин, понимая, что из-за его отсутствия Рязанову ещё долго не удастся закончить фильм, сказал: «Эльдар Александрович, вырезайте мою роль». В итоге актер появляется на экране в «Служебном романе» только в двух маленьких эпизодах.

Георгий Данелия утвердил Фатюшина на роль прораба Машкова в своей картине «Кин-дза-дза!». Но Александра Константиновича не отпустило в долгую съемочную экспедицию руководство театра.

Мог Фатюшин сняться и в знаменитом сериале «Петербургские тайны». Но отказался: традиционно предпочитал полный метр, а сериальное «мыло» не уважал. В итоге в этой телеэпопее режиссёра Пчелкина сыграл Николай Караченцов.

К сожалению, у артиста был распространенный в творческой (да и не только) среде недуг: тяга к алкоголю. Из-за этого у Фатюшина возникли проблемы в театре. Болезнь только усугублялась из-за творческой нереализованности в кино, которое артист обожал. К тому же он не мог смириться с тем, что стареет и уже не сыграет героя-любовника или бравого гусара. Вдова артиста и коллега Елена Мольченко в одном интервью призналась, что Фатюшин «крайне болезненно реагировал на возраст: седину, мешки под глазами, изменения в фигуре».

Фатюшина не стало 6 апреля 2003 года. Он умер во время просмотра футбольного матча по телевизору. Обожаемый им «Спартак» проиграл. Артист так близко к сердцу принял эту неудачу любимых футболистов, что у него случился инфаркт.

«В годы перестройки все круто менялось: проходила нечестная ротация игроков, и Саша очень переживал за своих друзей-спортсменов. Я не удивляюсь, что 6 апреля, когда он смотрел матч, снова все принял близко к сердцу, возможно, от этого и умер», — рассказывала в интервью вдова актера.

Фатюшину было всего 52 года.

Борис Сморчков — Николай, муж Антонины, электрик

Сморчков сыграл в 45 кинокартинах, но у зрителя он ассоциируется в первую очередь с мужем Тоси из фильма «Москва слезам не верит». Именно персонаж Сморчкова Николай находит ушедшего в запой Гошу, предлагая ему «дружить домами».

На тот момент Сморчкову было 25 лет. Артист признавался в интервью, что и предположить не мог, какая бешеная слава ожидает фильм Меньшова. Поэтому практически все знаменитости тогда ответили режиссёру отказом. «За полтора года работы я получил всего 600 рублей, — вспоминал в одном из своих интервью Сморчков. — Но не жалею об этом: на съемках мы постоянно хулиганили, смеялись, дурачились, а в кадре пили настоящую водку. А потом нам присудили „Оскара“. Правда, никого из съемочной группы получать статуэтку не пустили, зато потом на гастролях меня шутливо объявляли: „Выступает лауреат премии „Оскар“. Я краснел и смущался. Но вообще-то приятно, черт возьми!»

У его героя в легендарной картине «Москва слезам не верит» всё сложилось удачно: он трудяга, образцовый семьянин, их с Антониной «ячейку общества» по праву можно считать счастливой. А вот в реальности личная жизнь у Сморчкова была драматичной. Ещё в юности он влюбился в свою будущую жену, актрису Анну Варпаховскую. Анну зритель знает по ролям Зои Ладниковой в «Хождении по мукам» и Лизы в комедии «Суета сует». Но в конце 1980-х годов Варпаховской перестали предлагать роли. Да и Сморчкову интересных предложений не поступало. Брат Анны, переехавший в Канаду, стал звать сестру с мужем к себе. Но Сморчков жизни за границей не представлял. В 1994 г. Анна Варпаховская эмигрировала. Там они с братом создали собственный театр, где шли постановки для русскоязычных жителей Канады. Актриса снова вышла замуж.

Сморчков в одном из своих интервью говорил: «В моей жизни была только одна страсть: моя жена Анна Варпаховская. Но, к большому сожалению, счастливы мы были недолго. Она все время рвалась в Канаду. Но я наотрез отказался покидать родину, мы развелись. Рад, что в Торонто у нее все сложилось: роскошная квартира, новый муж, дети, собственный театр… А я с тех пор живу один». Надо сказать, что личная квартира у актера появилась уже в конце жизни, до этого его домом было общежитие театра «Современник», где он служил.

Из-за одиночества Сморчков стал выпивать, начались проблемы со здоровьем. Вдобавок артист, как рассказывали его коллеги, на съемках одной из последних картин упал и сильно ударился грудной клеткой. В ночь на 10 мая 2008 года он умер. Инфаркт.

Алентова попала на главную роль в «Москва слезам не верит» после отказа Тереховой

Москва, 03.09.2021, 12:35:09, редакция FTimes.ru, автор ftimes20.

30 лет назад, 11 февраля 1980 года советские телезрители увидели на экранах картину Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Фильм, в котором главную роль сыграла Вера Алентова, сразу полюбился аудитории и собрал призы кинопремий, самой важной из которых был «Оскар».

  • Владимир Меньшов устроил супруге пробы наравне со всеми
  • Меньшова отговаривали снимать «Москва слезам не верит» из-за сценария
  • «Оскар» за Меньшова получил сотрудник КГБ
  • Владимир Меньшов уговаривал Баталова сыграть Гошу
Читать еще:  Дима Билан после слухов о своей болезни и «смерти» поделился радостными новостями

Владимир Меньшов устроил супруге пробы наравне со всеми

Спустя много лет Владимир Меньшов рассказал, что изначально не планировал снимать супругу в главной роли. В 70-е годы, когда шли съемки фильма, настоящей звездой киноэкрана была Маргарита Терехова. Именно ее мечтал увидеть в своем фильме режиссер, однако получил отказ. Второй вариант, который рассматривал Меньшов — Ирина Купченко. Однако актриса тоже не захотела сниматься в картине. Тогда режиссер решил попробовать свою супругу, при этом, попросив ее пройти пробы на общих условиях. Владимир Валентинович признается, что считал Алентову неподходящей по возрасту и многим другим параметрам. Тогда он был молод и в полной мере не понимал, что устроил Вере сильное испытание. Сейчас режиссер уверен, что если бы в фильме сыграли Терехова или Купченко, то его супруге вообще не досталось бы никакой роли, поскольку актрисы были в то время суперзвездами.

Меньшова отговаривали снимать «Москва слезам не верит» из-за сценария

Когда оказалось, что Алентова прекрасно справилась с ролью юной и зрелой главной героини и стала всеми любимой актрисой. После того, как в США картине дали «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», Алентова стала известна и за пределами СССР. Режиссер рад, что все случилось именно так.

Меньшов вспоминает, что многие отговаривали его браться за этот сценарий, называя его избитым. Режиссеру твердили, что до него уже много-кто снимал подобные картины, однако он интуитивно почувствовал, что история о судьбах провинциальных девушек может «выстрелить». Меньшов сознательно пошел на риск, и, как оказалось, не прогадал.

«Оскар» за Меньшова получил сотрудник КГБ

О том, что его картина получила кинопремию «Оскар», Владимир Меньшов узнал по телевидению 1 апреля 1980 года. Режиссер посчитал, что над ним просто подшутили. На сцену за статуэткой вышел атташе по культуре посольства СССР в США. После этого американская пресса написала, что «Оскар» вручили сотруднику КГБ. По словам Меньшова, он был невыездной, поэтому никак не смог бы присутствовать на церемонии награждения. Свою награду режиссер смог получить лишь спустя восемь лет — на церемонии кинопремии «Ника». Изначально планировалось, что Владимир Валентинович только подержит статуэтку в руках и вернет, однако по факту, взяв в руки «Оскар», Меньшов с ним больше не расставался. О том, почему именно этот фильм от СССР выдвинули для получения кинопремии, режиссер рассказал, что идея исходила от Леонида Брежнева — генсеку фильм очень понравился.

Владимир Меньшов уговаривал Баталова сыграть Гошу

Алексей Баталов, сыгравший Гошу, также сомневался в том, стоит ли сниматься в этой картине. Однако Владимир Меньшов смог убедить актера, что простой слесарь, на самом деле – очень многогранная интересная личность. Режиссер рассчитывал, что несмотря на роль обычного работяги, зритель вспомнит предыдущие интеллигентные образы актера, и образ Гоши получится многослойным. Владимир Валентинович отмечает, что сам придумал показать Гошу как исключительно талантливого рабочего с золотой головой и руками. В итоге Баталов стал любимцем женской публики — простой работяга, рассказывающий о истории Рима.

Интересно, что сценарий фильма «Москва слезам не верит» изначально назывался «Дважды солгавшая». Он был написан Валентином Черных всего за три недели для конкурса сценариев о Москве и занял третье место. Стоит отметить, что супруга сценариста Людмила Кожина при редактуре текста допустила ошибку, которая так и осталась в кадре — в одной из сцен Антонина, собираясь на свидание, говорит, что идет «в концерт». Ирина Муравьева в образе Людмилы исправляет подругу, напоминая, что правильно говорить не «в», а «на». По словам супруги сценариста, после того, как фильм вышел на экраны, его обвинили в безграмотности.

Куда исчезла Александра Тихомирова из фильма «Москва слезам не верит»?

В феврале этого года исполнилось 40 лет со дня премьеры картины Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», получившей «Оскара» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Эта лента до сих пор пользуется любовью миллионов зрителей. По случаю юбилея кинокритик «Столицы С» Николай Кандышев в рамках рубрики «Потускневшие звезды» решил вспомнить об актрисе Наталье Вавиловой. Изящная большеглазая девушка начала кинокарьеру со школьной скамьи – можно вспомнить фильм «Розыгрыш» того же Меньшова. Но самой звездной ролью, безусловно, следует считать Александру Тихомирову из «Москвы слезам не верит» — дочь главной героини в исполнении Веры Алентовой… Почему талантливая актриса ушла из кинематографа? Чем она занимается сейчас? Ответим на эти вопросы…

Наталья родилась в Москве 26 января 1959 года. Она была пятым — самым младшим ребенком — в многодетной семье дипломатического работника Дмитрия Вавилова. Они жили в просторной квартире на Ленинском проспекте — недалеко от «Мосфильма». С раннего детства девочке дали понять, что ей придется идти по стопам отца. Но в 15-летнем возрасте с Натальей случилось знаковое событие, оказавшее огромное влияние на дальнейшую жизнь. В магазине рядом с домом на нее обратил внимание ассистент режиссера Юлии Солнцевой, предложив принять участие в фильме «Такие высокие горы», который вышел на экраны в 1974 году. Родители восприняли съемки Натальи без энтузиазма, но препятствовать не стали. Небольшая роль позволила другим режиссерам заметить талантливую и красивую девочку. Вскоре она снялась в «Сказе про то, как царь Петр арапа женил» Александра Митты. Это была эпизодическая роль в сцене на балу. А спустя некоторое время в школу, где училась наша героиня, пришел ассистент режиссера Владимира Меньшова и предложил более серьезную работу в фильме «Розыгрыш», где главную роль исполнил Дмитрий Харатьян. Стройная актриса с большими грустными глазами идеально подошла ему в качестве напарницы. Вавиловой предрекали звездную кинокарьеру. Но родители запретили сниматься, настаивая на поступление в престижный вуз. Они устроили Наташу на курсы дипломатов… На съемки следующей картины Меньшова «Москва слезам не верит» приходилось ездить тайком. А потом об этом узнал отец, который взял под контроль все передвижения дочери. Положение спас Алексей Баталов — исполнитель главной мужской роли. Вавиловы были в шоке, увидев его на пороге своей квартиры. Вместе с режиссером Меньшовым актер убедил родителей Натальи дать разрешение на участие в фильме. В итоге она сыграла «коренную москвичку» Александру Тихомирову — дочь главной героини в исполнении Веры Алентовой.

  • Фото: «Москва слезам не верит»
  • Фото: «Москва слезам не верит»
  • Фото: «Москва слезам не верит»
  • Фото: «Москва слезам не верит»
  • Фото: «Москва слезам не верит»
  • Фото: «Москва слезам не верит»

«Москва слезам не верит» вышла на экраны в 1979 году и была прохладно встречена кинокритиками. Зато зрители, в том числе работники клинского завода «Химволокно», где проходили съемки, а затем состоялась премьера, приняли фильм «на ура». Кассовый успех был таким же ошеломительным, как у знаменитых «Пиратов XX века». В 1981 году «Москва слезам не верит» получила «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Картина стала классикой советского кинематографа и до сих пор пользуется огромной популярностью. Не меньше, чем кинематографическая слава, Наталью Вавилову радовало личное счастье. На официальной премьере она познакомилась с режиссером Самвелом Гаспаровым — человеком с необычной биографией. Уроженец Тбилиси трудился водителем—дальнобойщиком. Пережив развод с женой, он оказался в столице. Самвел познакомился с кинематографистами, которые пришли в восторг от его рассказов. Екатерина Васильева, тогда еще начинающая актриса, показала их режиссеру Михаилу Ромму. Тот, в свою очередь, предложил Гаспаряну поступить на режиссерское отделение ВГИКа. Ромм не ошибся. Гаспарян ярко проявил свой талант. Он участвовал в создании хитов советского кинопроката — «Ненависть», «Хлеб, золото, наган», «Забудьте слово смерть»… Несмотря на разницу в 20 лет, Наталья и Самвел полюбили друг друга. После успеха ленты «Москва слезам не верит» Вавилова поступила во ВГИК, который окончила в 1984 году. К этому времени список ее главных ролей существенно пополнился — «Вторжение» и «Половодье» (1980), «Ученик лекаря» (1983, первый советский стереофильм). Правда, эти работы не принесли такого успеха, как участие в оскароносном фильме Меньшова. Но в то же время зрители и критики высоко оценили роль Ларисы Чемодуровой в картине «Нас венчали не в церкви» (1984). Также успехом пользовался фильм-катастрофа «Поезд вне расписания» (1985). К 1986 году Наталья снялась уже в 20 картинах и получила приглашение на главную роль в революционно-исторической ленте «Николай Подвойский» режиссера Юрия Борецкого. По сюжету ей нужно было ездить верхом на лошади. Наталья два месяца исправно посещала занятия на ипподроме, чтобы подготовиться к съемкам. Но это не спасло от несчастного случая, который произошел на репетиции. Наталье по ошибке вывели больного коня, который не был закреплен за ней. В итоге животное скинуло Вавилову на землю. Артистка получила травму позвоночника. Целый месяц ей пришлось провести в больнице. Наталью пообещали оставить в проекте, но уже через неделю продолжили съемки без ее участия. Этот случай стал для актрисы настоящим ударом. Она едва выздоровела в физическом плане, но не смогла пережить психологическую травму. Муж Натальи Самвел Гаспаров поддержал ее в этот трудный период жизни. Он спланировал романтическое путешествие. На протяжении нескольких месяцев супруги колесили по Европе, забыв о съемках и проблемах. Вернувшись домой, Гаспаров попытался восстановить в Наталье уверенность, сняв в главной роли в фильме «Стервятники на дорогах». К сожалению, картина долгое время пролежала на полке из-за развала системы кинопроката. Последним проектом в фильмографии актрисы стало «Дело Сухово-Кобылина», где Наталья сыграла сестру главного героя. Своих детей у нее с мужем нет, но пара всегда заботилась о четырех племянниках и дочери Гаспарова от первого брака Нине. Внуки Серго и Кетино без ума от бабушки. Вавилова сознательно предпочла жизнь домохозяйки свету софитов. Любящий муж, который после распада Советского Союза занялся продюсированием, предоставил ей все условия для беззаботного существования. Супруги приобрели земельный участок в подмосковном поселке Рублевка, где построили двухэтажный коттедж. Любимым занятием Натальи со временем стало садоводство. Она увлеклась выращиванием роз. Звезда советского экрана принципиально не общается с прессой, так как в свое время журналисты распускали много слухов. Например, сообщали о том, что Наталья парализована после травмы позвоночника, что ревнивый муж запрещает играть в кино и вообще не выпускает из дому, что она вышла замуж за гражданина США и уехала из страны… К счастью, в реальной жизни все обстоит иначе – но возвращаться в кинематограф Вавилова не планирует. Она часто посещает церковь, общается со священником…

Читать еще:  40-летняя Светлана Зейналова ждет ребенка

У Вавиловой есть «Мерседес» и личный водитель. Женщина вместе с супругом ездит по детдомам и оказывает материальную помощь их воспитанникам. Но рассказывать об этом супруги не хотят. Говорят, что благотворительностью занимаются не для того, чтобы покрасоваться: «Если мы будем кричать об этом — пропадет смысл!» Сейчас супруги вновь переживают нелегкие времена. Самвелу Гаспарову диагностировали тяжелое заболевание желудка. В 2019 году пара продала загородный дом за 40 миллионов рублей и переехала в столичную квартиру. Сейчас Наталья Вавилова полностью посвятила себя заботе о муже…

  • Натлья и ее супруг Самвел. Фото: Соцсети

  • Натлья и ее супруг Самвел. Фото: Соцсети

Фильмография Натальи Вавиловой

«Такие высокие горы» (1974, режиссер Юлия Солнцева); «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976, Александр Митта); «Розыгрыш» (1976, Владимир Меньшов); «Красные дипкурьеры» (1977, Виллен Новак); «По улицам комод водили» (1978, Марк Генин); «Тяжелая вода» (1979, Леопольд Бескодарный); «Москва слезам не верит» (1979, Владимир Меньшов); «Половодье» (1980, Виталий Четвериков); «Вторжение» (1981, Виллен Новак); «Молодость. Выпуск 5» (1981, Евгений Герасимов); «Шофер на один рейс» (1981, Вадим Зобин); «Нас венчали не в церкви» (1982, Борис Токарев); «Ученик лекаря» (1983, Борис Рыцарев); «Мой избранник» (1984, Алексей Коренев); «Победа» (1984, Евгений Матвеев); «Не ходите, девки, замуж» (1985, Евгений Герасимов); «Поезд вне расписания» (1985, Александр Гришин); «Не имеющий чина» (1985, Ольгерд Воронцов); «Бармен из «Золотого якоря» (1986, Виктор Живолуб); «Время сыновей» (1986, Евгений Матвеев); «Наездники» (1987, А. Бобров); «Стервятники на дорогах» (1990, Самвел Гаспаров); «Дело Сухово-Кобылина» (1991, Леонид Пчелкин).

«Москва слезам не верит»: что осталось за кадром?

Ровно 40 лет назад, 11 февраля 1980 года, впервые был показан по телевидению легендарный советский фильм «Москва слезам не верит». Премьера состоялась чуть раньше, в конце 1979 года в московском кинотеатре «Звездный». За первый год проката картину увидело рекордное число зрителей: целых 90 миллионов. Она стала второй по результатам годового проката среди всех советских фильмов (обогнал ее только супербоевик «Пираты XX века»). Да и сейчас «Москва слезам не верит» входит в число самых любимых фильмов за всю историю советского кинематографа. Кинолента давно уже разошлась на цитаты, которые стали своего рода национальным опознавательным кодом.

В 1980 году фильм горячо приняли не только в нашей стране. Несмотря на разгар холодной войны, его включили в свою программу зарубежные кинофестивали, а годом позже Американская киноакадемия наградила картину «Оскаром», посчитав ее лучшей лентой года, снятой на иностранном языке. Ее купили иностранные прокатчики более чем в ста странах мира.

В честь юбилея любимой киноленты «МИР 24» рассказывает, как она снималась и как выглядела до встречи с советской киноцензурой.

В чем секрет успеха фильма

Многие до сих пор ломают голову над тем, почему «выстрелил» фильм «Москва слезам не верит». Ведь его успех был огромным. Критики часто высказывают мнение, что все дело в сказке: той самой, к которой так тянется душа каждого человека с самого детства. Ведь именно по классическим канонам сказки строится повествование в фильме «Москве слезам не верит».

Главные героини, приехавшие из глубинки покорять Москву, выбирают себе жизненную дорогу. Антонина – прямую и понятную, хоть и скучноватую. Людмила – кривую и обманную, с интригами, взлетами и падениями. Катерина – трудную и полную преодолений. (Прямо пойдешь – счастье найдешь, направо – коня потеряешь, налево – сам погибнешь, помните?). По мнению советских кинокритиков, успех фильма заключается в том, что он отсылает нас в прекрасный и таинственный мир сказки, где добро побеждает зло, и все получают то, что заслуживают.

Но зрители, которые смотрели картину несколько раз, с удивлением говорят, что фильм нравится каждый раз по разным причинам. То самым важным оказывается чувство юмора, то романтическая линия, то виртуозно воспроизведенная атмосфера эпохи. К тому же фильм предлагает целый ряд возможных интерпретаций.

А еще судьба героев фильма в чем-то близка создателям фильма, в том числе режиссеру фильма Владимиру Меньшову и его жене, исполнительнице главной роли – Вере Алентовой. Оба они приехали покорять Москву из глубинки. Она – из Барнаула, он – из Астрахани. До института оба успели попробовать себя на самых тяжелых работах.

Выпускница школы Вера Алентова (в то время она еще носила другую фамилию) год проработала чернорабочей на местном меланжевом комбинате. И только потом уехала в Москву поступать в Школу-студию МХАТа. Владимир Меньшов до института кем только не работал. Он был учеником токаря на заводе, работал на шахте в Воркуте, матросом на водолазном катере в Баку, а потом актером вспомогательного состава Астраханского театра имени Кирова.

Когда Меньшов и Алентова уже окончили Школу-студию МХАТа и поженились, им не удалось получить даже общую комнату, и каждый жил в своем общежитии. С деньгами было настолько туго, что этот период запомнился им надолго. Когда у пары родилась дочь Юлия, Владимир Меньшов даже пошел работать в ночную смену в булочную, чтобы прокормить семью. Так что создатели фильма снимали кино отчасти и о том, что они сами пережили и что было понятно и знакомо огромному количеству советских людей.

Фото: Мастюков Валентин,Рухадзе Анатолий/ТАСС

А вот в Голливуде фильм оценили совсем по другой причине. Там увидели в главной героине воплощение американской мечты – self made woman – женщину, которая сама смогла подняться из самых низов, сделать карьеру и добиться успеха в жизни. Представительницы самых разных стран и народов умудрялись отождествлять себя с героинями этой киноленты.

Вера Алентова рассказывала: «Даже в Африке ко мне подходили женщины с кольцом в носу и говорили, что это абсолютно их судьба».

Неинтересный сценарий

Тем не менее у этого фильма трудная судьба. Он мог вовсе не появиться на свет. Началось все с того, что сценарий для него был написан всего за несколько дней: специально для конкурса сценариев о Москве. Его автор, сценарист Валентин Черных, работавший тогда режиссером телевизионной программы «Время», наскоро сделал этот сценарий из своей повести «Дважды солгавшая», которую он задумал, да так и не дописал. Сценарий занял на конкурсе 3-е место и был куплен «Мосфильмом». Снять фильм по нему предложили начинающему режиссеру Владимиру Меньшову, который успел выпустить до того всего один фильм «Розыгрыш».

Меньшову сценарий не понравился, и поначалу он хотел отказаться от съемок фильма. История показалась режиссеру слишком провинциальной и сентиментальной. Однако, как признавался потом Меньшов, он все время возвращался мыслями к этому сценарию. К тому же, его зацепила сцена, в которой Катерина засыпает в слезах, заводя будильник, а просыпается уже через 20 лет, совершенно другой, успешной женщиной. Сейчас такой кинематографический прием уже стал азбучным, а тогда в нем была свежесть и новизна.

В результате всех этих терзаний Меньшов сам взялся дорабатывать сценарий и так увлекся, что решил: фильму быть.

Читать еще:  45-летняя Анна Нетребко шокировала результатами стремительного похудения

Фильм мог бы навсегда остаться на полках «Мосфильма»

Впрочем, обвинения в слезливой сентиментальности преследовали фильм все время. Многие знаменитые актеры отказывались сниматься в нем, считая сценарий безвкусным. А худсовет не хотел выпускать готовый фильм на большой экран, сочтя некоторые сцены слишком откровенными. О фильме чиновники отозвались как о дешевом продукте, который эксплуатирует низменные чувства зрителей. Так что лента запросто могла остаться пылиться на полках «Мосфильма» до наших дней.

Спас ситуацию лично Леонид Ильич Брежнев. Для того, чтобы показать ему фильм, пришлось сплести целую сеть интриг. Но посмотрев кино, лидер страны так горячо его хвалил, что вопрос был мгновенно решен, и фильм вышел в прокат.

Кто мог сыграть главную героиню и ее подружек

Маргарита Терехова, Анастасия Вертинская, Галина Польских – именно так могла выглядеть тройка героинь фильма, провинциальных подружек, которые приехали покорять Москву. Так представлял себе актерский состав Владимир Меньшов. Были и другие кандидатуры. Но актрисы отказывались от ролей одна за другой.

Маргарита Терехова, которую режиссер хотел снять в роли Кати Тихомировой, с возмущением отвергла неперспективный, с ее точки зрения, сценарий. В этот момент она как раз получила роль Миледи в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Кроме нее худсовет предлагал на эту роль Ирину Купченко и Валентину Теличкину. Но и эти актрисы, прочитав сценарий, отказались сниматься.

Отчаявшийся режиссер решил попробовать снять свою жену. Он подошел к ее кандидатуре максимально строго: чтобы его не заподозрили в «кумовстве», отправил Веру Алентову на пробы. Худсовет безоговорочно утвердил актрису на роль. Но Меньшов и потом во время съемок предъявлял к жене более высокие требования, чем к другим актрисам.

На роль эффектной и неунывающей Людмилы руководство Мосфильма рекомендовало Меньшову попробовать Анастасию Вертинскую, Жанну Болотову и Валентину Титову. Но все они отказались. Ирину Муравьеву Меньшов увидел в одном из телеспектаклей. Актриса ему очень понравилась, и он без колебаний предложил ей сыграть роль экстравагантной Людмилы.

Фото: ТАСС

Муравьева сразу же согласилась и играла с полной самоотдачей. Но значительная часть отснятого материала с ее участием была вырезана из фильма, и в результате остались именно те сцены, в которых она категорически себе не нравилась. Утонченная и интеллигентная Муравьева чуть не плакала, посмотрев итоговый вариант фильма. Она говорила, что ее экранная героиня воплощает все то, что сама актриса ненавидит в людях. «Когда я увидела картину впервые, буквально разрыдалась от стыда. Думала: как же меня угораздило сыграть такую расчетливую и беспринципную стерву?!» – рассказывала много позже Ирина Муравьева. Только спустя время, когда множество зрителей и коллег стали подходить к ней со словами благодарности и восхищения, она решилась посмотреть картину во второй раз и немного утешилась.

На роль скромняги Тоси худсовет рассматривал актрис Галину Польских, Наталью Андрейченко и Нину Русланову. Но утвердили Раису Рязанову, которую позвал на пробы Меньшов. В результате сразу две актрисы смертельно обиделись на режиссера. Польских возмутилась, как он вообще мог ей такое предложить, а Русланова, наоборот, огорчилась, что ее не взяли.

Гоша, он же Гога, он же Жора

Не меньше обид и отказов было и среди актеров-мужчин. Так, предложение сыграть роль женатого любовника Катерины с возмущением отверг Вячеслав Тихонов, сказав, что эта эпизодическая роль его унижает. А вот Олег Табаков с готовностью взялся за нее, несмотря на то, что был, как и Маргарита Терехова, занят в съемках фильма про мушкетеров.

Другая роль – ловеласа Рудольфа, который совратил главную героиню и бросил ее беременную – досталась Юрию Васильеву. Он сыграл ее так подлинно, что после этой роли за актером даже закрепилась слава самоуверенного негодяя и донжуана. Хотя в жизни он был полной противоположностью своему экранному персонажу: прекрасный семьянин, добрый, верный и отзывчивый.

Актер Александр Фатюшин, сыгравший роль хоккеиста Гурина, сначала пробовался на роль Николая. Но позже признавался, что очень полюбил своего героя. Правда, актер очень жалел, что много снятого материала с его участием не вошло в окончательный вариант картины.

Фото: Мастюков Валентин/ТАСС

Актера на роль интеллигентного слесаря Гоши не находилось очень долго. На нее рассматривали кандидатуры Олега Ефремова, Вячеслава Тихонова, Виталия Соломина. Но все было не то. Промучившись с выбором актера, Владимир Меньшов собрался уже сам играть эту роль, но тут он увидел по телевизору Алексея Баталова в фильме режиссера Иосифа Хейфица «Дорогой мой человек».

Позже режиссер рассказывал, что у него «мелькнула сумасшедшая мысль: а почему бы не Баталов?». Хотя актер не подходил по возрасту: Меньшов искал ровесника своей 37-летней жены, а Алексею Баталову тогда было уже под пятьдесят. Но Вера Алентова была в восторге, ведь это был один из ее любимых актеров. Правда, поначалу и Баталов хотел от роли отказаться, но через пару дней он позвонил Меньшову и сказал, что перечитал сценарий и хочет попробовать. В результате его утвердили без проб.

«У нас секса нет», или Какие сцены были вырезаны

Владимир Меньшов очень сожалел, что худсовет запретил некоторые постельные сцены и сильно урезал другие. Так, много короче стала сцена совращения Катерины в первой серии. И почти ничего не осталось от постельной сцены главной героини и ее женатого любовника в исполнении Олега Табакова.

«Мне очень жаль, что выразительную постельную сцену по решению худсовета вырезали из картины, – признавался позже Меньшов. – Свидание Катерины с любовником мне хотелось сделать более плотским, чем сцена ее соблазнения, когда она была еще девочкой и не знала, что и как. Снимали, как Вера с Табаковым стояли друг перед другом и судорожно, быстро раздеваясь, бросались друг на друга. Она оставалась в комбинации, он в трусах. Ничего крамольного в этой сцене не было, кроме страстного поцелуя и бурного раздевания. Казалось бы, что такого? Но эта сцена вызвала бурю гнева у худсовета».

Стали короче и все другие нескромные сцены. Например, в начале второй серии, когда главная героиня принимает утренний душ, а ее очаровательная дочь в исполнении юной Натальи Вавиловой, повернувшись к зрителю спиной, пританцовывает в одних трусиках, слушая через наушники музыку.

В целом фильм стал короче на целый час. Так, из окончательной версии целиком выпала вся история счастливой семейной жизни Людмилы и хоккеиста Гурина. Мы видим, как Людмила изобретательно ищет престижного мужа, а потом – как она остается «у разбитого корыта». Но в первой версии фильма были и счастливые Гурин и Людмила: красивые, как в западном кино. Он на пике славы раздавал автографы поклонникам. А рядом – влюбленная и счастливая – улыбалась в камеры Людмила в каракулевой шубке. Но счастливых лет жизни этих героев мы так и не увидели, а жаль.

И что особенно обидно – из картины было вырезано множество удачных шуток, по одной единственной причине: они придавали шарма тем сценам, где герои выпивали. Вот что вспоминал Алексей Баталов: «В картине было очень много по-настоящему смешного, но в очередной раз шла борьба с пьянством, и выпало немало хороших реплик». Остается только догадываться, насколько хорош был бы любимый фильм, если бы его не «порезали» чиновники советской киноцензуры.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector