Salonkallisto.ru

Салон красоты
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Японское искусство Кинцуги или как починить то, что разбилось

Японское искусство Кинцуги или как починить то, что разбилось

Случалось ли вам разбить любимую чашку, а потом с грустью собирать осколки в мусорное ведро? Техника кинцуги помогает сохранить любимые вещи и связанные с ними воспоминания. Кинцуги или «искусство золотого шва» — традиционная японская техника склеивания разбитой посуды и украшения швов золотом или серебром. В Японии техника починки посуды с помощью лака была известна еще в IV веке до н.э. Постепенно она превратилась в искусство под названием кинцуги в период Муромати (XIV–XV века), развиваясь одновременно с чайной церемонией. Подчеркивая красоту новой формы, которая появляется у предмета после починки, кинцуги повышает ценность предмета. Эта статья познакомит вас с азами кинцуги на примере мастер-класса художницы Михо Фуджита (Miho Fujita). Кинцуги подходит не только для починки традиционной японской керамики, но хорошо смотрится и на европейских предметах. Поэтому применить его можно к любому виду фарфора.

От: 古本麻由未 — Находите оригинальные фото дизайна интерьеров: идеи дизайна

  1. Лаки хон-уруши и шин-уруши
  2. Материалы и инструменты
  3. Шаг 1. Проверьте состояние вещи
  4. Шаг 2. Склейте части
  5. Шаг 3. Заделайте впадины
  6. Шаг 4. Обработайте трещины «ниу» лаком (если они есть)
  7. Шаг 5. Отшлифуйте склеенные детали
  8. Шаг 6. Теперь создаем «пейзаж», или кешики

Лаки хон-уруши и шин-уруши

Автор: 古本麻由未 — Больше дизайнерских идей: идеи дизайна
Традиционная техника кинцуги использует лак хон-уруши или буквально«настоящий лак», но в этом мастер-классе будет использован лак шин-уруши или «новый лак». Давайте разберемся, в чем же разница.

Лак хон-уруши — это натуральная краска, которую получают из ядовитого растения рода сумаховых, а именно из Toxicodendron vernicifluum, известного как лаковое дерево. У лака, получаемого таким способом, уникальный элегантный оттенок. А предметы, покрытые таким лаком, устойчивы к внешнему воздействию. Сам лак может вызывать аллергическую реакцию, если предмет, покрытый им, не до конца просох. Поэтому использовать его нужно осторожно.

Удобным синтетическим заменителем стал лак шин-уруши. По свойствам он очень похож на «настоящий лак», но использовать его проще и удобнее.

Важно: Лак шин-уруши можно наносить только на декоративную посуду, так как есть из посуды, покрытой им, небезопасно! Посуду, покрытую лаками хон-уруши и шин-уруши, нельзя использовать в духовке, в микроволновке, в посудомоечной машине или чистить абразивными моющими средствами.

На этой фотографии представлена чашка, которой Михо Фуджита приклеила ручку в технике кинцуги.

Обратите внимание: Перед использованием ознакомьтесь с составом используемых ингредиентов. Помните о необходимых мерах предосторожности и всегда следуйте инструкции.

Материалы и инструменты

От: 古本麻由未 — Находите оригинальные фото дизайна интерьеров: идеи дизайна

  • клей для керамики;
  • эпоксидная замазка для работ по металлу (быстросохнущая). Обычно состав застывает за 5 минут (точное время зависит от производителя). Чтобы увеличить время высыхания, можно побрызгать замазку спиртом;
  • водостойкая наждачная бумага (зерно 400–1000 для первичной обработки и зерно 1500 для финишной обработки);
  • лак шин-уруши;
  • цветная пудра (мы использовали оттенок латуни);
  • очиститель для шин-уруши;
  • растворитель для шин-уруши;
  • пипетка или деталь для капельницы;
  • тонкая кисточка (хорошо подойдут кисточки с круглой головкой для склеивания моделей из пластика);
  • вода;
  • алюминиевая фольга.

Шаг 1. Проверьте состояние вещи

Автор: 古本麻由未 — Просматривайте фото дизайна интерьеров: идеи дизайна
Тщательно очистите отколовшиеся кусочки и исследуйте их состояние. Под ярким освещением проверьте все части на наличие тонких трещин, которые могут проявляться только на одной стороне керамического изделия.

Шаг 2. Склейте части

Автор: 古本麻由未 — Просматривайте фото дизайна интерьеров: идеи дизайна
Продумайте, в каком порядке будете приклеивать детали к чашке или тарелке, а затем прикрепите их с помощью клея для керамики. Убедитесь, что детали плотно прилегают друг к другу и между ними нет зазоров.

Автор: 古本麻由未 — Смотрите больше интерьерных решений: идеи дизайна
Убедитесь, что получившаяся поверхность ровная и гладкая на ощупь. Отложите изделие сохнуть.

Автор: 古本麻由未 — Больше фото дизайна интерьеров: идеи дизайна

Шаг 3. Заделайте впадины

Смешайте ингредиенты эпоксидной замазки до получения однородного цвета.
Автор: 古本麻由未 — Смотрите больше интерьерных решений: идеи дизайна
Замазка затвердевает через пять минут, но спешить при этом не стоит. Если вам стало трудно работать с кусочком замазки, лучше сделайте новый.

Заделайте все вмятины и зазоры между склеенными деталями. Хорошо вминайте в них замазку, пока поверхность не станет идеально ровной и гладкой.

Автор: 古本麻由未 — Просматривайте фото дизайна интерьеров: идеи дизайна
Начинайте заполнять зазоры с самых глубоких трещин и от них продвигайтесь к краям. Этап заделывания трещин очень важен. От него будет зависеть не только процесс шлифования, но и финальный вид предмета.
Автор: 古本麻由未 — Другие интерьерные решения: идеи дизайна

Шаг 4. Обработайте трещины «ниу» лаком (если они есть)

«Ниу» — это повреждение, идущее изнутри предмета и выходящее наружу в виде трещины. Иногда очень сложно определить, где же расположены трещины, поэтому подержите предмет под ярким освещением. Возьмите на кисточку немного лака шин-уруши и нанесите на трещину, чтобы он впитался. Оставьте сохнуть на 15 минут.

Как только изделие высохнет, обмакните салфетку в очиститель от лака и сотрите излишки лака с поверхности.

Автор: 古本麻由未 — Больше дизайнерских идей: идеи дизайна

Шаг 5. Отшлифуйте склеенные детали

От: 古本麻由未 — Находите оригинальные фото дизайна интерьеров: идеи дизайна
Сначала проверьте, не прилипает ли к рукам замазка. Затем прижмите её ногтем: если следов не остается, то она достаточно затвердела. Еще один способ убедиться в этом — легонько постучать по замазке. Если звук получается такой же, как при постукивании по самому предмету, то замазка окончательно застыла.

Смочите наждачную бумагу и отшлифуйте поверхность приклеенных деталей. Выбирайте зерно наждачной бумаги в зависимости от материала, из которого сделаны чашка или ваза. Более мягкие материалы требуют мелкого зерна. Чем больше число на листе наждачной бумаги, тем она мельче, а глиняная и неглазурованная керамика обычно мягче, чем покрытая глазурью. Для чашки на этом фото использовали наждачную бумагу номер 400.

Обработайте наждачной бумагой склеенные детали, проверяя одновременно, достаточно ли застыла замазка.

Когда замазка будет достаточно гладкой, отшлифуйте изделие еще раз, не забывая смочить лист наждачной бумаги водой. На этот раз используйте наждачку с мелким зерном, например, 1500 или выше (на фото используется бумага с зерном 2000). Отшлифуйте все изделие целиком, чтобы удалить следы от пальцев.

Шаг 6. Теперь создаем «пейзаж», или кешики

От: 古本麻由未 — Находите новые интерьерные решения: идеи дизайна
На кусочке алюминиевой фольги смешайте лак шин-уруши, цветную пудру (мы использовали оттенок латуни) и растворитель в пропорции 1:1:1. Сначала смешивайте лак с пудрой, а затем, когда смесь приобретет цвет, добавляйте растворитель по одной капле из пипетки.

Попробуйте этим составом и кисточкой нарисовать линию. Если линия исчезает, то раствор получился нужной консистенции.

Когда раствор будет готов, приступайте к его нанесению на чашку. Михо Фуджита рекомендует рисовать толстыми слоями, намеренно создавая подтеки и бугорки краски на склеенных деталях, чтобы сделать текстуру изделия ощутимой и интересной.
Автор: 古本麻由未 — Просматривайте фото дизайна интерьеров: идеи дизайна
Автор: 古本麻由未 — Больше дизайнерских идей: идеи дизайна
Бугорки краски можно сделать, подержав кисть какое-то время на одном месте. А узор в горошек — с помощью пробки от винной бутылки.

Затем смочите салфетку в очистителе и сотрите излишки лака.
Автор: 古本麻由未 — Больше дизайнерских идей: идеи дизайна
После нанесения цвета отложите изделие на два–три дня, чтобы оно полностью просохло. Перед использованием его нужно будет помыть.

Автор: 古本麻由未 — Больше дизайнерских идей: идеи дизайна
Михо Фуджита (на фото) рассказывает о технике кинцуги: «Ремонтируя вещь своими руками, вы сообщаете ей уникальные качества и, кроме того, чувствуете себя сопричастным к процессу рождения этой вещи. И это делает её более ценной в ваших глазах. Не выбрасывайте сразу разбитые тарелки и чашки, попробуйте создать им новую историю». Фуджита подчеркивает, что не стоит забывать о безопасном применении лаков, однако в остальном «нужно наслаждаться процессом».

Читать еще:  35 идей из осенних листьев

Японское искусство Кинцуги или как починить то, что разбилось

Кинцуги (дословно: «золотая заплатка) — японское искусство любоваться изъянами
Японцы – народ особенный и очень интересный. Они умудрились вложить философию даже в разбитые чашки. Японцы ценят старые вещи и не спешат их выбрасывать в погоне за новыми, более современными. Их искусство кинцуги — это не просто реставрация старой разбитой посуды, это нечто гораздо большее. Искусство кинцуги учит правильно относиться не только к вещам, но и к неприятностям, сопровождающим нас в повседневной жизни. Так что же это за искусство такое — кинцуги?

Красота старинных вещей против глянца и ширпотреба

Мы живем в век потребления, когда разбитые или сломанные вещи без особого сожаления выбрасываются. Ведь ничего не стоит пойти и купить взамен другую. Но при этом постепенно у нас остается все меньше и меньше вещей действительно ценных, с которыми связано много теплых воспоминаний. Постепенно их вытесняет легкозаменяемый, но совершенно бездушный ширпотреб.

У японцев же все иначе. Старинные вещи они ценят как раз за их «потертость» и за хранимое ими тепло. Они чувствуют душу вещей и считают, что трещинки и повреждения их совсем не портят. Наоборот, искусно исправленные, старинные вещи становятся еще более красивыми и ценными.

Техника кинцуги
В Японии разбитую керамику не выбрасывают, как сделали бы мы, а часто восстанавливают с помощью специального клея, приготовленного на основе urushi — густого и вязкого сока лакового дерева. Этим клеем, смешанным с порошкообразным золотом или серебром, заполняют и склеивают трещины. Разбитые предметы при этом не только обретают вторую жизнь, но их красота становится совершенно уникальной.


Такая техника реставрации керамики называется Кинцуги или Искусство «золотого шва». Трещины при этом вовсе не стараются скрыть или как-то замаскировать. Наоборот, сверкая золотом, они предстают во всей своей красе. Зачастую склеенная посуда превращается в настоящее произведение искусства, цена ее при этом тоже возрастает.
И это действительно прекрасно – уметь недостаток, изъян превратить в красоту, возникающую при соединении разрушенного. Выбор дорогих материалов (золота, серебра, платины) в данном случае вполне оправдан — он подчеркивает высокую ценность изделия.


Техника кинцуги появилась в конце XV века. Согласно легенде, у одного из японских правителей, сёгуна Асикага Есимаса, обожавшего чайные церемонии, разбилась его прекрасная чайная чаша. Ее отправили на реставрацию в Китай, там чашу отреставрировали, как умели, скрепив её осколки металлическими скобами. Однако правителю это совершенно не понравилось.


Тогда он обратился к местным мастерам, которые тогда и придумали новый способ склеивания, названный в дальнейшем кинцуги — «искусство золотого шва», «золотая заплатка».


«Философия золотых трещин» или как превратить трещинки в «изюминки»

Мы живем в мире, в котором ценятся и превозносятся красота, молодость, успех. Но в погоне за этими идеалами многих поджидают неудачи и горечь разочарований. Мечты разбиваются, столкнувшись с реальностью жизни. Многие стараются скрыть свои ошибки, неудачи и падения.

А в искусстве кинцуги как раз заложена совершенно иная мудрость, которая хоть и основана на керамических чашах, но вполне применима и к нашей жизни. И состоит эта мудрость в принятии собственных недостатков и неудач, ведь от них все равно никуда не деться.

Надо научиться не скрывать их, а принимать как есть, и правильно переосмысливать. И, скинув с пьедестала лакированный безукоризненный идеал, водрузить на него собственную жизнь и попробовать взглянуть на неё под другим углом. И если выбрать правильный угол, возможно, наша собственная жизнь, хоть и далекая от идеала, покажется нам очень даже достойной и интересной.
Так говорят японцы…

Многие знаменитости признавались в том, что именно неудачи и падения закалили их, сделали сильнее и в дальнейшем помогли изменить жизнь в лучшую сторону — они смогли добиться успеха или просто стали счастливыми людьми.

«Неудача — это приправа, которая придаёт успеху его аромат.»
Трумен Капоте, американский писатель (1924-1984)

«Сила основана на неудачах, а не на успехе. Я стала сильной, когда плыла против течения.» Коко Шанель, французский модельер (1883-1971)

Современная интерпретация древнего японского искусства
Кинцуги вызывает интерес и у современных европейских дизайнеров. На выставке Maison&Objet, проходившей в Париже, итальянский дизайнер Marcantonio представил сервиз из «разбитой» посуды, выполненный с использованием старинной японской техники Кинцуги.

Однако при этом он несколько оживил серьёзный японский подход, внеся в него элементы собственной фантазии. Предметы его сервиза собраны путём сочетания осколков посуды самых разных стилей. Получилось довольно интересно.

Японское искусство Кинцуги или как починить то, что разбилось

Кинцуги. Японское искусство превращать неудачи в победы

Copyright © 2018 by Candice Kumai.

© Сибуль Е., перевод на русский язык, 2019

© ООО «Издательство «Эксмо», 2019

СЕКРЕТЫ СЧАСТЬЯ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН

Атлас счастья. Уникальные рецепты счастья со всего света

От Австралии до Уэльса, от Испании до Японии – Хелен Расселл, автор бестселлера «Хюгге, или Уютное счастье по-датски» раскрывает секреты благополучия и гармонии 33 стран. Благодаря «Атласу счастья» вы почувствуете себя счастливым в любую минуту и в любой точке мира. Чувствуете себя потерянным? Обратитесь к китайской концепции Синфу и увидите, как ваша жизнь наполняется смыслом. Переживаете из-за собеседования? Исландский принцип Техта Реддаст позволит осознать, что все скоро наладится. А одиночество легко лечится ирландским Креиком.

Wabi Sabi. Японские секреты истинного счастья в неидеальном мире

Ваби-саби – это стиль жизни, вдохновленный многовековой японской мудростью. Хотя жители страны восходящего солнца редко говорят о нем вслух, именно ваби-саби пронизана вся жизнь японца. Видеть красоту в несовершенстве, ценить простоту и радость момента, ощущать связь с природой и принимать мимолетность жизни, отбросить лишнее и сосредоточиться на важном – основные принципы этой вневременной концепции. Эта книга – предложение расслабиться и ощутить красоту собственного бытия в каждом моменте, избавить его от всего напускного и открыть то, что внутри.

Coorie. Шотландское искусство счастья

Кюри – это шотландский стиль жизни, помогающий создавать ощущение счастья и незабываемые моменты, ценить свое наследие и наслаждаться родной природой. Книга Габриэллы Беннетт поможет вам почувствовать Шотландию, проведет по средневековым замкам и современным кемпингам, познакомит с национальными традициями и рецептами, расскажет все о шотландской идентичности и менталитете, стиле жизни и искусстве счастья. Ведь не обязательно говорить с шотландским акцентом, чтобы добавить в свою жизнь кюри!

Bella Figura, или Итальянская философия счастья. Как я переехала в Италию, ощутила вкус жизни и влюбилась

Камин Мохаммади, редактор глянцевого журнала из Лондона, решилась на невероятное приключение и оказалась во Флоренции. Её книга – это манифест красивой и яркой жизни, гид по спокойствию для вечно суетящихся людей и история о том, как найти любовь – к мужчине и к себе.

Clean Green Eats

Clean Green Drinks

Cook Yourself Sexy

Pretty Delicious

Cook Yourself Thin

На создание этой книги мне понадобилось более тридцати лет. Не потому, что мне не хотелось писать ее – я всегда хотела это сделать, – просто очень боялась запечатлеть слова на бумаге. Ведь перспектива была пугающей. Японская культура в основном фокусируется на замысловатых деталях, точности и подготовке. Мне всегда казалось, что я «недостаточно хороша» или «недостаточно готова» для того, чтобы взяться за написание книги о культурных традициях, на которых я выросла, и философии, которая определила мою жизнь и карьеру.

Я решила, что единственный способ почувствовать себя готовой или достаточно квалифицированной для того, чтобы писать на эту тему – вернуться в дом маминых предков в Японии. Провести время, посещая членов семьи, которых я недостаточно часто вижу. Почувствовать вкус Японии, понаблюдать за ее традициями и ритуалами. Почувствовать себя частью ее ритма и биения ее пульса. И поэтому пару лет назад я купила билет, собрала чемоданы и отправилась на восток.

Читать еще:  Самые необыкновенные вещи, которые люди делают своими руками

С тех пор как мне исполнилось пять лет, я много раз путешествовала по Японии, открывая ее для себя, но в этот раз по приезде я сразу поняла, что эта поездка будет другой. Как только колеса самолета коснулись земли, я почувствовала, что нахожусь дома. Я сказала себе, что нужно быть храброй, открыться возможностям и научиться всему, чему только можно. По правде говоря, я только что пережила разрыв, и моему сердцу было больно. Разум был словно в тумане. Тело устало. Я чувствовала себя сломленной и втайне надеялась, что это путешествие поможет мне излечиться.

За десять поездок, совершенных за последние пару лет, я увидела Японию во все времена года. Весной я изучала ханами (любование цветами) во время фестиваля цветения вишни и церемонию чая матча вместе с моей двоюродной бабушкой Такуко в Южной Японии. Летом готовила домашние японские блюда с кузенами в Токио и гостила у монахов в горах Коя-сан. Осенью бродила по святым храмам острова Сикоку и училась готовить вместе с японским учителем вашоку в Токио. Зимой я пила саке с друзьями в Ниигате, ела вкусные набэ из горячих горшочков в Мацуяме и посещала любимые источники онсэн в долине Ия. В Японии можно наблюдать все времена года, и японцы адаптируются к ним и ценят их все – дождь, снег, бури, что бы природа ни принесла.

Однажды я была в Киото, наблюдала за мастером кинцуги Тциоси-саном, пока он трудился в своей домашней студии. Он напомнил мне моего дедушку (художника-импрессиониста) своей мудростью, творческой натурой и огромным талантом. Он аккуратно склеивал кусочки разбитой глиняной посуды, пока они снова не становились единым целым, и закрашивал трещины золотой краской. Наблюдая как этот талантливый человек вкладывает всю свою энергию и душу в то, чтобы вернуть эти разбитые сосуды к жизни, я внезапно поняла: кинцуги[1] – эта та самая забота о себе, необходимая всем и которую мы все заслуживаем.

Коя-сан, Япония. Мы можем так многому научиться у монахов, восхищаясь их стойкостью, уравновешенностью и преданностью.

Автопортрет моего дедушки: искусство Юна Кумая – вдохновение для творчества нашей семьи. Он был бунтарем, опередившим свое время, и первопроходцем в своей области. Он путешествовал по миру, создавая картины с 1970-х по 1980-е годы. Он глубоко и искренне любил Европу. Настоящий шокунин.

Техника «кинцуги» применяется к посуде, которая не только разбита, но и любима. Золото, закрывающее трещины, наносится художником с заботой и самоотдачей. В результате предмет становится еще красивее, чем был раньше. Мы тоже этого заслуживаем! И не нужно ждать, пока мы почувствуем себя сломанными, чтобы сделать себе такой подарок.

Мы можем излечиться, цвести и расти, заботясь о себе и принимая себя. Мое путешествие научило меня так многому, и в итоге я покинула Японию, чувствуя, что мой разум, тело и душа излечились. Путь обучения тому, как снова собрать себя по частям, сделал меня сильнее, выносливее и жизнерадостнее.

Работая над этой книгой, я разговаривала со своими подругами и услышала так много похожих историй. Я поняла, что многие из нас слишком часто чувствуют себя сломленными, или ущербными, или просто недостаточно хорошими.

Мы так стараемся относиться к себе строго, что легко забываем, что тоже заслуживаем порции заботы, необходимой для поддержания нашего здоровья и счастья. «Золотой ремонт» прославляет наши несовершенства. Он учит нас тому, что наши недостатки, боевые шрамы и выученные уроки делают нас еще красивее.

Кинцуги – японское искусство реставрации керамических изделий с помощью лака, полученного из сока лакового дерева, смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком.

Мастер кинцуги, бондарь, палинолог: как живут люди с редкими профессиями

Существуют настолько редкие профессии, что их обладатели производят впечатление необыкновенных людей. «Афиша Daily» поговорила со специалистом по изготовлению бочек, склеиванию чайников и другими узкопрофильными специалистами.

Константин Корка

Единственный в стране мастер кинцуги — японского искусства склеивания разбитой посуды

«По образованию я лингвист-переводчик. После института пошел в армию, потом работал в котельной оператором. Потом устроился в управляющую компанию инженером по обслуживанию многоквартирных домов и по совместительству работал промышленным альпинистом: мы занимались фасадами домов, снег чистили, сосульки сбивали — обычная альпинистская фигня. В этом деле работа сезонная — в основном летом и зимой. А в 2015 году осень была малоснежная, поэтому занятости не было, и высвободилась куча свободного времени — я сидел дома и пил чай.

У меня был любимый чахай — чайничек для церемонии, — который разбился. Их выпускают достаточно много, но каждый год новой формы. Мой чайник у меня был давно, и мне хотелось его починить. Начал искать, как это сделать, чтобы получилось и красиво, и можно было пользоваться. Вспомнил, что есть такое японское искусство – склеивание битой посуды, — и долго искал, как оно называется: по кинцуги очень мало информации. Потом нашел мужика, который живет в Японии долго и занимается как раз этим. У него были видео, где он снимает себя за работой, а еще он продает наборы по ремонту. Я заказал самый простой и пытался со своим чайником что-то месяца четыре сделать. В итоге испортил его окончательно, зато другие вещи получились. Тогда я открыл в «ВКонтакте» группу и начал принимать заказы».

Как осваивается мастерство

«Японцы ничего не выкидывают. Если вещь разбилась, это не значит, что от нее нужно избавиться, — наоборот: ее надо вернуть к жизни. Это добавляет ей больше смысла. Кинцуги — это постоянная учеба: в нем много нюансов, про которые нигде не написано, и их проверяешь только на конкретных вещах. В каком-то смысле учился я сам у себя методом проб и ошибок. Хоть это и каноничное искусство, существуют вариации исполнения. Например, для клея необходимо сделать смесь из лака, клеящего вещества и воды. При этом можно использовать пшеничную муку, отвар риса или специальную глину тоноко».

Можно ли на этом заработать

«Сейчас кинцуги — мой основной заработок, хотя иногда я беру работу в «альпе» и еще фотосъемки провожу. Естественно, когда я только начал этим заниматься, заказов было мало, да я и не мог брать много, потому что не всегда был уверен в результате. Сейчас все больше и больше зарабатываю, вышел на стабильный доход. Бывает так, что, например, на лето все уехали, и никто ничего не бьет.

90% клиентов — любители китайского или японского чая либо коллекционеры восточной посуды. Остальное — случайные заказы от тех, у кого есть любимая чашка, кружка. Находят по социальным сетям, обращения идут отовсюду: из Петропавловска-Камчатского, с Украины, даже как-то писал один чувак из Мексики. На фейсбуке я все посты дублирую на английском; на меня много иностранцев подписано — в основном итальянцы почему-то».

Про признание

«В чайных клубах, бывает, узнают, здороваются прямо как с актером, говорят: «Я у вас заказывал ремонт — все классно, пользуюсь». Это приятно. Мне везде рады, но это популярность в крайне узкой среде».

Мария Носова

Палинолог — изучает историю растительности по пыльце, сотрудник научной лаборатории МГУ

«Я по широкой специальности — ботаник. Училась на кафедре геоботаники МГУ. С палинологией столкнулась случайно: научная руководительница предложила изучить историю растительности Центрально-Лесного заповедника в голоцене. И на кафедре мне сказали: «Знаешь, Маша, для женщины нормально заниматься чем-то в лаборатории. Будут у тебя дети. Будешь сидеть спокойно с микроскопом и смотреть на пыльцу». Поскольку у меня своих ярко выраженных предпочтений в науке не было, то я решила пойти.

Читать еще:  Восстановление волос после смывки и окрашивания

Понятно, что все идут на биофак, чтобы в экспедиции ездить, — романтика. Но я училась в 1990-е, когда экспедиции практически закончились. Можно сказать, что в узкую специальность меня течением принесло. Но когда начинаешь чем-то заниматься и в этом разбираться, становится интересно».

Как работают палинологи

«Сначала собирают ископаемые или поверхностные образцы. Поверхностные собирают, чтобы понять, как пыльца соотносится с растительностью на определенном участке. Например, еловый лес: туда же и береза, и сосна прилетает. Ископаемые образцы отбираются с помощью специального торфяного бура. Торфяные отложения могут быть разные: начала голоцена или более позднего возраста. Потом пыльцу выделяют от прочей органики и получившийся материал изучают под микроскопом. По составу пыльцы можно примерно представить, какая была в это время растительность. К примеру, после ледника была тундростепь, поэтому росло много полыни, лебеды. Потом стало больше лесной растительности — появились ель, береза, сосна.

Мои исследования оказываются полезными, например, для археологов, которым важно понимать, что росло в местах, где жили древние люди. Например, охотники на мамонтов селились в открытых ландшафтах. Именно палинологи рассказывают им, что там в это время росло. Есть еще криминалистическая палинология — метод, который помогает понять следователям, куда дальше копать. Есть классический пример из советского времени, который студентам рассказывают на лекциях: подозреваемый говорил, что его в Ереване в феврале не было, а смыв с одежды показал, что на нем была пыльца абрикоса, цветущего там как раз в это время».

О самоощущении

«Вокруг меня, конечно, работают интересные и в чем-то странные с общепринятой точки зрения люди. Может быть, и я такая же, но мне семья не позволяет оторваться от жизни. Хотя немножко чудаками мы все себя чувствуем, потому что с такой зарплатой невозможно ощущать себя нормальным человеком. Но это скорее повод для шуток, чем для смены работы».

Артем Трофимов

Преподаватель санскрита, лингвист-компаративист

«Когда речь идет о древних языках, сложно говорить о «владении». Я хорошо знаю санскрит, латынь, древнегреческий, старославянский, авестийский. Какие-то из них я лучше знаю. Авестийский язык, например, близок к санскриту. Какое-то время я даже ходил на семинары по языку древних майя».

Кто изучает санскрит

«Учеников у меня немного. И на самом деле большинство их интересуются санскритом вне основных занятий. Одна моя ученица работает в юридической сфере, санскрит — это сфера ее личных интересов. По скайпу из Санкт-Петербурга были ученики, был человек с Урала. Определенная мода на санскрит всегда присутствует: кто-то интересуется историей, кто-то чакрами, ведийскими практиками, йогой, нетрадиционной медициной. Любая форма интереса к Индии рано или поздно приводит к санскриту».

Зачем заниматься древними языками

«Я на самом деле не только репетитор, моя основная работа — старший научный сотрудник Лаборатории востоковедения и сравнительно-исторического языкознания ШАГИ РАНХиГС. Я участвую в исследовательском проекте по изучению разных языков с точки зрения компаративистики. Преподавание позволяет поддерживать определенный уровень знаний, я что-то новое для себя отмечаю. Кроме того, мне нравится представлять образ мышления и жизни древних народов. Многие, кто такими языками занимается, именно этого и хотят: прикоснуться к ушедшему миру».

Елена Анфимова

В марте исполнилось десять лет, как я занимаюсь каллиграфией. В профессию пришла случайно. По образованию я дизайнер интерьеров, и в 2000-е руководила отделом дизайн-студии, которая называлась «Каллиграф». Периодически раздавались звонки с просьбами выполнить заказы на росписи — ну я и решила людям помочь. А поскольку у меня было художественное образование и общий навык, то я смогла совмещать основную работу и дополнительные услуги. Полностью в каллиграфию ушла около шести лет назад.

Я не художник, я — ремесленник. Говорят, что лучшая работа — это хобби, которое приносит деньги. У меня никаких учителей и мастер-классов не было. Просто садишься, пишешь и копируешь, стараешься сохранить стиль, подделаться.

Сейчас предложений рукописного оформления уже очень много, но у меня конкуренции нет, я — высшее звено цепи, потому что я быстрее всех. У меня очень высокая скорость при сохранении качества. Журнал Tatler в свое время делал большой материал на тему ивентов и разместил профили четырех каллиграфов, которыми пользуются топовые агентства. Вот я попала в этот список с формулировкой «самый быстрый каллиграф Москвы».

Кинцуги — японское искусство ценить изъяны

О ценности неудач и провалов мы говорим часто. Но при этом, даже если очередной провал мы смогли превратить в успех, всё равно стараемся забыть о своих недостатках поскорее. Японское искусство кинцуги поможет вам в корне изменить отношение к собственным изъянам.

Сложно в этом признаться, но с самого детства мы взращиваем в себе надежду достичь идеала. Мы мечтаем, что наша взрослая жизнь будет прекрасной во всех отношениях. Когда-нибудь мы встретим свою вторую половинку. Когда-нибудь мы найдём работу, которая будет приносить удовольствие. Когда-нибудь наш дом станет полной чашей, а окружающие будут уважать и ценить нас.

К сожалению, не все наши мечты сбываются, и образ идеальной жизни разбивается на мелкие кусочки, столкнувшись с реальностью .

Как справиться с этим и что делать с осколками, в которые превратились ваши мечты?

Возможно, вам поможет японское искусство кинцуги. Его философская основа покажет вам, как следует воспринимать свои неудачи, проблемы и тревоги.

Кинцуги — это техника реставрации керамических изделий. Разбитую посуду склеивают снова, но трещины не маскируют. Наоборот, каждую из них подчёркивают, скрепляя осколки лаком с добавлением драгоценного металла — золота.

Идея состоит в том, что разбитая посуда не должна отправляться на свалку. Её нужно восстановить, при этом подчеркнув, что история предмета не заслуживает забвения.

Считается, что искусство кинцуги возникло в XV веке. По одной из версий, японский сёгун Асикага Ёсимаса разбил свою любимую чайную чашу. Он приказал отреставрировать её, и чашу отправили в Китай. Мастера восстановили чашу и вернули её сёгуну, но оказалось, что они соединили осколки ужасными крупными скрепками. Асикага Ёсимаса был недоволен выполненной работой и приказал японским мастерам найти более эстетичный способ вернуть чаше прежний вид. Они не только соединили осколки, но и превратили обычную посуду в предмет искусства с помощью техники кинцуги.

Кинцуги сродни философии ваби-саби. Её смысл состоит в принятии изъянов и умении видеть красоту в несовершенстве.

Очень японское отношение к недостаткам и проблемам нашло своё воплощение и в европейской культуре. О том, что изъяны стоит воспринимать как нечто прекрасное, писали и говорили всегда. Многие успешные люди признавались: они гордятся своими провалами, потому что во многом благодаря им смогли обрести счастье и добиться успеха.

Неудача — это приправа, которая придаёт успеху его аромат.

Трумен Капоте, американский писатель

Сила основана на неудачах, а не на успехе. Я стала сильной, когда плыла против течения.

Коко Шанель, французский модельер

Многое говорит в пользу неудачи. Во всяком случае, она куда увлекательнее успеха.

Макс Бирбом, английский писатель и карикатурист.

Современный мир не терпит недостатков. Мы восхваляем молодость, красоту и новизну. Искусство кинцуги несёт в себе так необходимую сегодня мудрость, применимую не только к керамическим чашам, но и к человеческой жизни.

Быть идеальным — это хорошая, но недостижимая мечта. Вместо того чтобы превозносить безукоризненный и нереальный образ, нам стоит поставить на пьедестал свою историю — такую, какая она есть.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector